На минувшей неделе весть о том, что терпящая бедствие авиакомпания «Трансаэро» может в считанные дни прекратить полеты, в туротрасли перекрыла всё, включая сообщения о начале бомбежек Россией ИГИЛ. Столь стремительное банкротство грозило туррынку настоящей катастрофой, в первую очередь из-за сотен тысяч туристов «Библио Глобуса», имеющих перевозку «Трансаэро» в сформированном оператором турпакете.
«Трансаэро», выйти из строя!
Для многих работников турсферы вся текущая история с «Трансаэро» является неожиданной, даже шоковой. Ведь хорошая авиакомпания, летала бы себе дальше, перевозила пассажиров и туристов. В причинах катаклизма разбираться желают не все: одни твердо верят в теорию государственного заговора, другие ищут виноватых в лице Плешаковых и менеджмента «Трансаэро» — дескать, вели недальновидную политику: в кризис понабрали кредитов, за копейки предоставляли перевозку туроператорам, задолжали всем, кому только можно, а пассажиров «взяли в заложники»
Критики забывают, на дне находится вся авиационная отрасль России. Об этом неоднократно писал RTourNews.ru — не далее как в июле президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимир Тасун сообщал, что по итогам шести месяцев 2015 года российские авиакомпании сгенерировали убытки на сумму не менее 30 млрд рублей.
Что касается государства, оно нас, конечно, в очередной раз удивило: сперва продавило сделку по продаже «Трансаэро» «Аэрофлоту» за символический рубль, спустя месяц сделало разворот на 180 градусов, объявив, что банкротство авиакомпании – лучшее решение. Но надо признать, без вмешательства властей все равно бы не обошлось. Известно, что летом «Трансаэро» задыхалась под тяжестью собственных кредитов и просила об очередных госгарантиях. Давать их правительство не захотело, а все дальнейшие действия были игрой на опережение, в которой главная цель – предотвратить социальный взрыв. При этом, сам крупнейший российский частный авиаперевозчик, бренд и добрые традиции, судя по тональности высказываний в СМИ, властям абсолютно «по барабану».
Читателю будет интересно, но урегулирование ситуации с «Трансаэро» со стороны выглядит вполне пристойно. Ведь подконтрольный государству «Аэрофлот» поручился за почти что банкрота, дал гарантии на перевозку всех пассажиров, достал из кармана оный рубль, а продавец к назначенному сроку пакет с 75% плюс 1 акцией не собрал. Кажется, руководство «Аэрофлота» с самого начала от идеи взять на себя долги «Трансаэро» было не в восторге. «Банкрот так банкрот», — согласились наверху. В пятницу, 2 октября контролирующий операционную деятельность «Трансаэро» «Аэрофлот» сперва сообщил, что пассажиров будут перевозить до 5 октября на международных линиях и до 15 октября на внутренних. Спустя несколько часов сроки чудесным образом продлились до 15 декабря.
«Библио Глобус», на раз-два рассчитайсь!
Пассажиры выдохнули, а турфирмы и туристы наоборот набрали кислороду в легкие. В выходные стало известно о том, что чартерная перевозка ведущего партнера «Трансаэро» — туроператора «Библио Глобус» — продлевается всего лишь до 9 октября. В зоне риска также оказались НТК «Интурист» и Coral Travel. Запахло жаренным: около 200 тыс. клиентов «Библио Глобуса» оплатили билеты «Трансаэро», при этом основная масса мест приходится на рейсы до конца октября. Сам туроператор, по его заявлению, кредитовал «Трансаэро», чему «Аэрофлот», однако, не сразу поверил. Как сообщил управляющий директор «Библио Глобуса» Александр Туголуков, в понедельник компания передала в «Аэрофлот» под роспись весь список документов по договорам с «Трансаэро».
О последних договоренностях туроператора и авиаперевозчика рынку уже хорошо известно. Процесс отправки туристов на «Трансаэро» будет возобновляться каждые два дня, так как авиакомпании вынуждены дополнительно согласовывать графики полетов внутри группы участников перевозки. Так будет продолжаться до 25 октября. Как пояснил господин Туголуков, в «Трансаэро» началась внеплановая проверка Росавиации. По факту этой проверки туроператор приостанавил продажу билетов по всем направлениям с 25 октября, до 24 октября продаются пакеты. Тем, кто уже купил туры с этой перевозкой, «Библио Глобусом» предлагается либо аннуляция, либо другая перевозка.
«Я для себя понимаю, что до 24 октября вылеты будут выполняться с вероятностью, близкой к 100%. Понятно, что форс-мажор может наступить в любую минуту, если кто-то обратится с суд с требованием объявить «Трансаэро» банкротом. Но вероятность того, что до 24-го все воспользуются купленными пакетами, велика. При этом до 25 октября у нас 60% общего объема по проданным турам», — уточнил глава «Библио Глобуса».
Что будет после 25-го октября пока не ясно. «Мы, безусловно, обсуждаем с «Аэрофлотом» перспективы сотрудничества и договора – что мы можем перекинуть на него в ноябре, декабре и в последующий период. Но этот процесс займет от недели до двух», — сказал Туголуков в интервью «Интерфакс».
Можно по разному относиться к «Библио Глобусу», но, похоже, за него болеют сейчас чуть ли не все российские турагенты. Недолюбливаемый в туроператорской среде за демпинг игрок пользуется завидной популярностью у продающих менеджеров, в первую очередь, из-за цен и разнообразия направлений. Есть и другой — финансовый интерес. В одной из недавних статей в журнале мы вспоминали «Версу» и все беды, которые принес исход крупных игроков с петербургского туррынка в прошлом году. В сравнении с возможным банкротством «Библио Глобуса» вся та история может показаться цветочками. Из гражданского кодекса известно, что претензии за несостоявшийся тур клиент волен предъявить как авиакомпании, отказавшейся от исполнения обязательств, так и туроператору с турагентом.
Таким образом, практически весь октябрь туротрасли предстоит жить как на иголках, ожидая худших вестей, но надеясь на лучшее. Тем временем, в сети набирает оборот акция в поддержку авиакомпании «Трансаэро». На портале change.org петиция на имя президента Владимира Путина, премьера Дмитрия Медведева и других важных чиновников собрала уже более 12100 подписей (по состоянию на 6 октября, 16:43). Авторы документа просят «принять меры для исключения банкротства и остановки работы «АК «Трансаэро», поручить Правительству вернуться к рассмотрению данного вопроса и совместными усилиями найти более эффективный способ решения данной проблемы».
Артур Сафиуллин, RTourNews.ru