28 декабря 2016 года Ростуризм разместил на сайте госзакупок сообщение об открытом конкурсе на исполнение третьей, завершающей, очереди работ по созданию информационной системы «Электронная путевка» на сумму более 178 млн рублей. Тому, кто выиграет этот конкурс, понадобятся результаты первых двух этапов работы. Однако исполнитель второй очереди — петербургская компания «Аэронавигатор» отказалась предоставить ведомству право использовать результаты ее интеллектуальной деятельности, о чем уведомила официально.
Ситуацию разобрали в Российском союзе туриндустрии. Как рассказал директор «Аэронавигатора» Игорь Морачев, в мае 2016 года Ростуризм заключил госконтракт с компанией «Астерос» на создание информационной системы «Электронная путевка». (Эта же фирма была выбрана исполнителем первого этапа — прим. ред.) «Астерос», в свою очередь, наняла субподрядчика в лице «Аэронавигатора», стоимость работ и услуг по договору составляла 65 млн рублей, примерно треть от общей суммы контракта. В декабре 2016 года директор проекта от компании «Астерос» Алексей Денисов сообщил о 80-процентной готовности проекта. Однако «Аэронавигатор» денег за выполненную работу не получил, хотя неоднократно обращался по этому поводу.
О том, что «Астерос» не исполняет свои обязательства, «Аэронавигатор» 29 декабря 2016 года известил Ростуризм. Также он уведомил, что исключительные права на программное обеспечение сохраняются за «Аэронавигатором», они не перешли к «Астеросу» и не могут быть переданы агентству по туризму при исполнении госконтракта. Компания, как говорилось в письме, «запрещает Ростуризму какое бы то ни было использование результатов интеллектуальной деятельности, составляющих информационную систему «Электронная путевка» (2-я очередь). Действие запрета может быть отменено только после полного исполнения «Астеросом» своих обязательств».
Аналогичные письма были отправлены партнерам по проекту, в частности, туроператорам, которые должны были тестировать вторую очередь системы. Но, так как она формально не была завершена, «Аэронавигатор» не мог предоставить ее для тестирования.
Как полагает начальник Управления государственных туристских проектов и безопасности туризма Ростуризма Светлана Сергеева, к ведомству проблема отношения не имеет: «Вопрос касается только двух организаций – «Астерос» и «Аэронавигатор». Проблему должны решать исключительно они». И. Морачев также считает, что они с «Астеросом» решат свои проблемы, однако объявление Ростуризмом нового конкурса ему кажется преждевременным. Поэтому 20 января «Аэронавигатор» направил еще одно письмо в Ростуризм, фактически попросив отменить назначенный конкурс на третью очередь работ – монтаж и установку «Электронной путевки». В противном случае он воспримет это как продолжающееся нарушение прав разработчика на интеллектуальную деятельность, составляющих информационную систему (2-я очередь), и может обратиться в суд.
Как пояснили RTourNews.ru в «Астерос», на текущий момент «Аэронавигатор» не выполнил свою часть работ надлежащим образом: результат представлен с недостатками и с нарушением сроков. В таком виде работы не могли быть приняты. В адрес исполнителя были направлены соответствующие письма с просьбой устранить недостатки — всего не менее пяти.
««Астерос» готов оплатить принятую часть работ от ООО «Аэронавигатор». Более того, на данный момент с нашей стороны субподрядчику подписан акт сдачи-приемки работ, с учетом выставленных замечаний, что является подтверждением наших намерений и ставит под вопрос любые претензии к нам со стороны партнера», — говорит А. Денисов. Он подчеркнул, что «Астерос» продолжает выполнять взятые на себя обязательства перед Ростуризмом в полном объеме, независимо от действий «Аэронавигатора».
Представитель подрядчика ведомства считает, что на данный момент «Аэронавигатор» не является законным обладателем системы и запрещать ничего не может.