Свежие данные состояния туристического бизнеса были получены в ходе онлайн-опроса, для участия в котором были приглашены туроператоры и турагенты Северной столицы из числа членов РСТ — Северо-Запад, Лиги туроператоров Санкт-Петербурга, Ассоциации туристско-экскурсионных предприятий, Общенационального союза индустрии гостеприимства, а также подписчики профессионального интернет-журнала RTourNews.ru и участники закрытой группы «ВКонтакте» «Звезды туризма».
Подавляющее большинство руководителей и собственников туристических фирм Санкт-Петербурга не видят возможности льготного использования находящейся в государственной собственности недвижимости для офисных нужд (одна из мер поддержки, предложенных городом). Доступность объектов и качество процедур их получения оценили по минимуму (оценки «1», «2» и «3» по десятибалльной шкале) 70% участников опроса РСТ Северо-Запад.
О том, что нормативная правовая база в туризме изменилась в худшую сторону, заявили 86% респондентов. При этом почти треть директоров (29%) считают, что нормативная правовая база ухудшилась кардинально — оценка «1».
Изменение количества контрольно-надзорных мероприятий также оценено негативно — 77% опрошенных. Преобладающий балл, как и в предыдущем пункте, — «единица».
Ответ на следующий вопрос, надо полагать, — прямое следствие резкого введения новогоднего туристического локдауна. По этой причине или по другим 72% представителей турбизнеса отметили, что региональный и международный имидж Санкт-Петербурга как туристской дестинации упал, при этом 27% считают, что максимально низко.
На качество работы интернет-портала visit-petersburg.ru, на котором обеспечивается размещение информации по осуществляемым мероприятиям по противодействию распространению в Санкт-Петербурге COVID-19 в части ограничений/запрета работы предприятий, жалоб куда как меньше. Однако и тут все далеко не так радужно. Самый популярный ответ — 5 баллов из 10 (32% голосов), второй — 4 балла (12%).
Доступность кредитных ресурсов для петербургских туроператоров и турагентств также вызывает большие сомнения: 39% — оценка «1», 18% — оценка «5» (все также по 10-балльной шкале), 17% — оценка «2».
Удовлетворенность работой каналов обратной связи с руководством города у представителей турбизнеса, к сожалению, отсутствует — 92% негативных ответов, при этом у 48% респондентов она находится на низшем уровне.
Динамика занятости на предприятиях в период с 01/01 по 31/01/2021 относительно 01/01 — 31/01/2020 отчетливо фиксирует мощный спад. Фактически остановку бизнеса (снижение на 100%) отмечают 24% опрошенных руководителей турфирм, еще 18% говорят о падении занятости на 90%, 14% — о спаде на 40%. Положительную динамику отмечают только 12% респондентов, подавляющее большинство этих ответов — рост на скромные 10%.
Доступность (достаточность) налоговых льгот остается не замеченной представителями туротрасли. Более половины (54%) опрошенных туроператоров и турагентов города оценивают ее на «1». Что примечательно, на высокие 8, 9 и 10 баллов достаточность льгот не оценил никто.
Та же картина с субсидиями (59% опрошенных — оценка «1», 18% — «2», 11% — «3») и иными механизмами государственной финансовой поддержки (71% — «единица», 15% — «двойка»).
Безусловно, на настроениях предпринимателей сказались результаты хозяйственной деятельности. Они, кстати, вполне сопоставимы с официальными данными по изменению турпотока.
Динамика продаж турпродукта по приему граждан РФ в СПб относительно января 2020 года резко отрицательная: 58% опрошенных участников рынка говорят о спаде более чем на 90%.
О продажах по приему иностранцев говорить не приходится.
Следующий сегмент — внутренний туризм. Динамика продаж туров по РФ относительно января 2020 года веселее, но не намного. О том или ином росте говорит только пятая часть опрошенных компаний. Еще 8% ответили «без изменений». Самые популярные ответы и здесь — сокращение более чем на 90% — 36% голосов.
И, наконец, заключительный вопрос — динамика продаж туров за пределы РФ относительно января прошлого года. О сокращении продаж более чем на 90% заявляют 65% туроператоров и турагентов. О росте — только 3%.
Резюме напрашивается само собой. Достаточно беглого взгляда на полученные данные, чтобы понять: бизнес-климат в турбизнесе Санкт-Петербурга не совсем хорош. Именно с таким посылом выступила, представляя результаты на заседании Экспертного совета по вопросам поддержки субъектов экономической деятельности в сфере гостиничного бизнеса и туризма при реализации мероприятий по противодействию новой коронавирусной инфекции (создан при Комитете по развитию туризма Санкт-Петербурга) модератор рабочей группы по туроператорскому/турагентскому бизнесу, директор РСТ — Северо-Запад Екатерина Шадская.
Позиция Союза полностью солидарна с той, что задекларирована властями — содействовать скорейшему восстановлению пострадавшего туристического сектора. В РСТ — Северо-Запад надеются, что донесенная реальная оценка предпринимательской среды поможет чиновникам лучше понимать потребности бизнеса и будет способствовать принятию максимально эффективных решений.
Примечания:
- В опросе приняли участие 112 человек.
- Скачать презентацию опроса можно по ссылке.
Мнение редакции интернет-журнала RTourNews.ru может не совпадать с официальной позицией Российского союза туриндустрии на Северо-Западе.