Начальник консульского отдела Генерального консульства США в Санкт-Петербурге Джон Флетчер в интервью «Фонтанке» дал рекомендации, как готовиться к собеседованию на американскую визу, что говорить, а чего нет, какие документы брать, какие не брать.
«Для консула интервью начинается с анкеты. Если информация полная, ясная, у нас будет меньше вопросов. Часто кто-то помогает заполнить анкету — друг, дети, турагентство. Возможно, это хорошая идея. Но ответственность за информацию несет заявитель. Например, если в анкете вы незамужняя, но в интервью замужняя, или в анкете вы врач, а в интервью вы программист, я вынужден спросить, что случилось и что из этого правда. К сожалению, иногда человек говорит: «Я не знаю, почему это в анкете, не я заполнял», — сказал он. — Обычно на собеседовании речь идет о планах. Объясняя цель поездки, говорите правду. По моему опыту, это самая эффективная стратегия. Если закон допускает вашу цель поездки, мы можем одобрить визу. Если закон не позволяет, то лучше не обращайтесь. Человек, который сказал неправду, не обязательно преступник, но, возможно, кто-то ему посоветовал солгать. Такой человек никогда не сможет получить визу в будущем. Если вы не знаете, какую гостиницу ваша супруга бронировала, так и скажите. Мы слышали тысячи планов поездки, знаем, что нормально и обычно. Но мы одобряли много виз и для необычных планов. Слушать о планах – это, пожалуй, самая интересная часть нашей работы».
Д. Флетчер привел самые необычные цели, которые ему называли.
«Например, один петербуржец сделал исследование о пчелах, связался с профессорами в США и хотел обсудить с ними результаты своих исследований. Есть люди, которые хотят путешествовать по Америке на велосипеде, есть художники, которые хотят посетить нашу страну. Всегда интересно слушать, как люди познакомились».
Он также ответил на вопрос, должны ли планы коррелировать с доходами.
«Могу сказать, что мы не используем готовые формулы, и нет планки дохода, которая определяет выдачу визы. Мы учим наших консулов и вице-консулов думать и понимать человека, который перед ними. Есть люди, которые зарабатывают мало, но путешествуют много. Или копят деньги два года, чтобы поехать на шопинг в Нью-Йорк. Все зависит от конкретного человека. Бывает ситуация, что доход 100 тысяч рублей, но мы не можем одобрить визу».
Что касается опыта предыдущих путешествий, списка неблагонадежных стран нет.
«Может быть, люди думают, что он есть, потому что мы просматриваем паспорт во время интервью. Мы спрашиваем о предыдущих путешествиях, потому что это часть истории человека, но часто ставим визы и в чистый паспорт. Наверное, мы спросим, чем он занимался в Ираке, в Сирии и других странах, где идут военные конфликты. Если человек скажет, что был, к примеру, в Афганистане как турист, мы можем поверить, но это необычно. Тогда мы захотим узнать подробнее», — пояснил Д. Флетчер. По его словам, фотографии на фоне достопримечательностей не являются доказательством того, что ты приезжал в страну в качестве туриста. «Это десять лет назад все делали: фото с супругой, с семьей — вот у меня родственники в Америке, это у меня жена. Часто бабушки показывают фото внуков. Это может быть интересно, но это не гарантия получения визы».
Наконец, ключевой для многих россиян вопрос, какие подтверждающие документы лучше взять с собой на собеседование. И вот что сказал американский дипломат.
«Обычно я не смотрю документы. Я предпочитаю слышать информацию от заявителя. Но иногда документы могут помочь, могут объяснить, особенно когда мы обсуждаем сферы, которые я не понимаю хорошо: науку или какие-то технические предметы».
По данным начальника консульского отдела генконсульства, в 2015 году было выдано 24 тысячи виз, в 2016-м — 28 тысяч, за три месяца 2017 года – 8 тысяч. Доля отказов практически неизмененна, это около 10%. В 95% случаев консул не одобряет визу, если у него нет уверенности, что человек вернется. Но формального определения «несильной связи» нет, консулы пытаются выстроить целостную картину – история человека, его семья, работа, обучение, доход.
При этом Д. Флетчер не считает, что американскую визу получить сложно.
«Возможно, людей пугает само слово «собеседование». Это как на экзамене или при приеме на работу. Но чаще всего это просто несколько уточняющих вопросов на русском языке, и бояться не надо. Мы понимаем, что на собеседовании заявители могут волноваться, понимаем, что в анкете могут быть ошибки, и мы даем возможность объяснить».
Ранее RTourNews.ru приводил данные опроса, согласно которым более половины россиян готовы отказаться от поездок в США в случае ужесточения миграционной политики.