Туристическая индустрия России стоит на пороге радикальных изменений – в фокусе обсуждения – изменение понятия «туристский продукт», закрепленного в Федеральном отраслевом законе № 132-ФЗ. Законопроект № 918087-8 и поправки к нему № 587614-8 вызвали бурю негодования в профессиональном сообществе. В данной статье анализируются предлагаемые нововведения, их потенциальные последствия для отрасли и ключевые опасения участников рынка.
Правовая база и реалии: как сегодня определяют «туристский продукт»
Согласно действующему Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 N 132-ФЗ, Туристский продукт — «комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта».
Данное определение десятилетиями обеспечивало правовую стабильность, закрепляя перевозку и размещение как основополагающие элементы туристского продукта для выездного, въездного и внутреннего туризма.
Революция или хаос? предлагаемые изменения
Законопроект № 918087-8 и поправки к законопроекту № 587614-8 предлагают новое определение: Туристский продукт – «комплекс услуг, предоставляемых за общую цену (независимо от набора услуг, включаемых в общую цену) по договору о реализации туристского продукта, формируемый туроператором с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом».
Поправки также вводят разделение понятия турпродукта для выездного и внутреннего/въездного туризма в дополненной статье 9.1 Федерального закона № 132-ФЗ. Изменение исключает обязательное включение перевозки для внутреннего и въездного туризма, допуская включение любых услуг в состав продукта.
Сравнительная таблица: стабильность против неопределенности
Аспект | Текущее определение | Предлагаемое определение |
Основные компоненты | Перевозка и размещение — обязательные элементы. | Нет обязательных компонентов; любые услуги за общую цену. |
Сфера применения | Единообразно для всех видов туризма. | Разделение для выездного и внутреннего/въездного туризма. |
Гибкость услуг | Ограничено перевозкой, размещением и дополнительными услугами. | Любая комбинация услуг, расширяющая объем. |
Ответственность туроператора | Ответственность за перевозку и размещение, с возможными допуслугами. | Потенциально ответственность за широкий спектр услуг, увеличивая нагрузку. |
Финансовая нагрузка | Турагенты (ТА) не несут напрямую финансовых обязательств туроператоров (фонды «Турпомощи», страхование, банковские гарантии и др.). | Турагенты, ставшие туроператорами, столкнутся с необходимостью финансовых гарантий, сертификации рабочих мест и подключения к ГИС «Электронная путевка». |
Влияние на стоимость турпродукта | Стабильные затраты для ТА, что способствует доступности цен для потребителей. | Повышение стоимости турпродукта из-за дополнительных затрат на финансовое обеспечение и административные требования для новых ТО. |
Громкие протесты отрасли: почему турбизнес против?
Представители турбизнеса ранее неоднократно рассматривали вопрос изменения подходов к определению базовых понятий на площадках Комитета по предпринимательству в сфере туризма Торгово-промышленной палаты РФ, Ассоциации «ТУРПОМОЩЬ», Национального Союза Профессионалов Туриндустрии, Альянса туристических агентств, а также других общественных объединений турбизнеса, включая региональные, отмечая негативные последствия для бизнеса, снижение уровня защищенности потребителя и значительное повышение стоимости турпродукта:
- Туризм под ударом: исключение перевозки
Удаление перевозки из обязательных компонентов для внутреннего и въездного туризма противоречит определению туризма как «временных выездов (путешествий)». Это угрожает разрушить фундаментальную основу туристского продукта. - Финансовая ловушка для туроператоров
Расширение состава туристского продукта (например, включение питания или трансферов) приведет к увеличению финансовых обязательств, включая страхование или банковские гарантии, затратам на сертификацию рабочих мест и программного обеспечения для информационной системы «Электронная путевка», а также росту стоимости услуг, что ударит по карману потребителей. - Крах турагентств: угроза малому бизнесу
Около 30 000 турагентств, работающих как индивидуальные предприниматели, могут быть вынуждены перерегистрироваться как юридические лица для получения статуса туроператора, а следовательно, увеличит расходы малого бизнеса, особенно в регионах, а также может привести к исчезновению турагентств как рыночного сегмента, способствуя росту теневой экономики. - Дискриминация участников рынка
Любое средство размещения (например, гостиницы с трансфером) может быть классифицировано как туроператор, что обяжет их соблюдать строгие регуляторные требования. Это создаст ненужные обременения для бизнеса, не связанного с туроператорской деятельностью. - Правовая анархия: угроза стабильности
Частые изменения в определении туристского продукта подрывают правовую определенность. Текущее определение обеспечивает единообразие в договорах и судебной практике. Его пересмотр потребует переработки множества нормативных актов, что увеличит юридические и экономические риски. - Риск для потребителей: снижение защиты
Действующее определение гарантирует финансовую ответственность туроператоров за перевозку и размещение. Расширение перечня услуг может ослабить эти гарантии, оставляя туристов уязвимыми при сбоях в предоставлении дополнительных услуг.
Голос отрасли: что предлагают профессионалы
Туристическое сообщество настаивает на сохранении текущего определения туристского продукта с уточнением регулирования перевозки:
- Ни в коем случае не изменять основное понятие туристского продукта, чтобы сохранить правовую стабильность и устоявшиеся рыночные практики.
- Разрешить туроператорам определять вид перевозки (например, от места жительства до пункта назначения или только до места размещения).
- Сосредоточить усилия на совершенствовании регулирования перевозки, а не на радикальном изменении понятия туристского продукта.
- Учитывать устоявшиеся рыночные практики, чтобы избежать негативных последствий.
Последствия: реформа или угроза рынку?
Предлагаемые изменения в определение «туристского продукта» в Федеральном законе № 132-ФЗ вызвали шквал критики со стороны туристической отрасли. Несмотря на возможную цель модернизации законодательства, поправки рискуют дестабилизировать рынок, увеличить затраты и ослабить защиту потребителей. Туристическое сообщество призывает к тщательной доработке предложений, сохранению текущего определения и сосредоточению на целевых улучшениях, таких как регулирование перевозки, для обеспечения роста и стабильности отрасли.