RTourNews.ru рассуждает о нездоровой ситуации, сложившейся вокруг авиакомпании «Трансаэро». Такого количества сплетен об одном перевозчике в кулуарах туристического, и не только, бизнеса, пожалуй, не было никогда. На всякий случай пометим, мы приводим только факты и цитаты. Выводы о том, откуда дует «вонь» и кому была выгодна буча, делайте сами.
Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович обозначил позицию правительства по отношению к авиакомпании «Трансаэро». 20 августа чиновник высказался по этому поводу перед журналистами. «Компания продолжает работу с банками по проверке финансовой модели реструктуризации задолженности, подготовленной консультантами. Если банки и другие кредиторы подтвердят наличие позитивного управляемого сценария выхода из непростой ситуации, то правительство этот сценарий поддержит. Позиция сторон ожидается в ближайшие несколько дней, сегодня поводов говорить о негативном сценарии нет», — цитирует слова вице-премьера агентство ТАСС.
Одновременно с вице-премьером в поддержку «Трансаэро» высказался основной партнер перевозчика на туристическом рынке — «Библио Глобус». Туроператор распространил пресс-релиз, в котором сообщил, что в последние дни к нему обратился ряд авиакомпаний с предложением переориентировать объемы с рейсов «Трансаэро» на их перевозку. «Со своей стороны, туроператор «Библио Глобус» заявляет: мы будем и дальше делать все необходимое и возможное по обеспечению туристской деятельности, развитию внутреннего туризма, продолжая стратегическое партнерство с авиакомпанией «Трансаэро», — заявил управляющий директор «Библио Глобус» Александр Туголуков. Эксперт назвал «опасным» подход конкурентов авиакомпании, намекая на PR-кампанию против перевозчика в СМИ.
RTourNews.ru отмечает, массмедиа принялись активно муссировать трудности «Трансаэро» в августе, после того как авиакомпания обратилась в Минтранс с просьбой поддержать перевозчика в переговорах с банками-кредиторами о реструктуризации долга. Информация об этом «утекла» в СМИ, которые принялись ее смаковать и считать чужие долги. Красной нитью в многочисленных публикациях проходила мысль о том, что государство откажется предоставлять «Трансаэро» необходимые гарантии из-за позиции Минэкономразвития. Накануне ведомство высказалось против адресной господдержки перевозчиков. Широко стала известна фраза замминистра Евгения Елина — «неэффективные игроки должны уйти с рынка». СМИ намекали, один их таких «неэффективных игроков» сейчас «выторговывает» у кредиторов очередные привилегии.
Тогда «Трансаэро» поспешила успокоить рынок. Авиакомпания распространила релиз, в котором сообщила об увеличении: на 2,5% — количества перевезенных с начала года пассажиров, на 4 п.п. (до 92,5%) — загрузки пассажирских кресел в июле, на 3,3% — выручки за первое полугодие. «Трансаэро» заявила, что продолжает выполнять обязательства перед банками-кредиторами. «Каждый шестой рубль выручки компании ушел на банковские платежи», — говорилось в сообщении.
О «Трансаэро» в последнее время говорили много: аэропорты не хотели обслуживать борта перевозчика из-за долгов, агенты возмущались ее ценовой политикой. Однако, в опубликованной 14 августа отчетности авиакомпании за первое полугодие 2015 года говорится, что чистый убыток удалось сократить на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В «Трансаэро» связывают эти результаты с сотрудничеством с одной из ведущих мировых консалтинговых компаний McKinsey и запуском новой бизнес-модели премиального дискаунтера.
Позитивные сдвиги есть, и, кажется, что отчасти они кредиторов убедили. Вечером 20 августа кредитный комитет Сбербанка продлил авиакомпании «Трансаэро» ковенантные каникулы до 1 октября 2015 года по кредитным соглашениям с банком. Об этом сообщила пресс-служба кредитной организации. «Банк вместе с другими кредиторами ведет работу по организации реструктуризации долгового и лизингового портфеля авиакомпании», — говорится в сообщении.
Отметим, что крупнейшим кредитором «Трансаэро» считается ВТБ. Как сообщил его представитель, банк находится в постоянном рабочем контакте с «Трансаэро». «В настоящий момент в финальной стадии находится подготовка обновленной финансовой модели «Трансаэро», — рассказал он.
Таков промежуточный итог. О тяжелом положении российских перевозчиков стало известно не сегодня. Ранее RTourNews.ru писал, убытки 35 крупнейших авиакомпаний России в январе-апреле 2015 года достигли 2.2 млрд рублей. Вместе с тем, «Трансаэро» считается социально значимой авиакомпанией с развитой маршрутной сетью и большим объемом перевозок. Потому её схода с дистанции, тем более в разгар высокого туристического сезона власти допустят вряд ли.
Артур Сафиуллин, RTourNews.ru