Свернувшая деятельность компания Polar Tour не являлась туроператором, впрочем, как и не являлась типичным центром бронирования в современном его понимании.
Этакий субагент, который за счет больших объемов у ведущих туроператоров имел повышенную комиссию и был готов ей делиться с маленькими агентствами. 1%, 1,5%, 2% — ради такой выгоды небольшие турфирмы были готовы бронировать в Polar Tour чужие туры и нести туда деньги своих туристов. Плюс к тому, «Полар» демпинговал, если, конечно, можно так выразиться. Присутствуя в туристических мета-поисковиках, он выставлял на продажу предложения реальных туроператоров, занижая при этом их стоимость. Благодаря чему выскакивал по запросам на первых строчках. Такая простая тактика подменяла собой всю остальную маркетинговую составляющую. Polar Tour не тратился на продвижение и b2b-рекламу. Зачем? Не имел расходов на туроператорскую деятельность — фингарантий и взносов в фонды «Турпомощи». Зачем?? Только проверенные бухгалтерские схемы! И «группа компаний», представляющая собой набор ООО-шек на все случаи жизни, на малом проценте с больших оборотов долгое время жила припеваючи, пока не наступила новая реальность.
Реальность, в которой присутствуют тотальные промо-прайсы ведущих поставщиков — 7%, а то и 6% комиссии, с которыми уже никак не поиграть, не предложить скидку и повышенную комиссию. Даже удивительно, что Polar Tour просуществовал в ней такое долгое время. Хотя нет, работать в качестве субагента на туррынке сейчас можно. Этот сегмент активно развивается. Неспроста в последние годы эксперты говорят об укрупнении и консолидации рынка. Но посмотрите на все ныне работающие известные центры бронирования. Во-первых, каждый из них выступает со своим набором конкурентных преимуществ, а не просто косит в поисковике под туроператора. У них есть стратегия, и это не попытка перебить ценовое предложение конкурентов снова и снова. Налицо стремление управлять продажами и развитием сети. К тому же, на рынке сейчас практически нет ЦБ-одиночек. В основном, это подразделения крупных агентских сетей, туроператоров и IT-компаний, для которых субагентская деятельность является удачным дополнением и весомым инструментом наращивания продаж и денежного оборота.
У «Полара» всей этой философии не было. И я уже писал про его нулевую активность на Северо-Западе. Коллеги подсказали, что и в других регионах страны компания никак себя не проявляла и даже не пробовала столь популярные нынче варианты привлечения аудитории, как пресловутые бизнес-завтраки и совместные маркетинговые акции. Может быть, будет сказано грубо, но Polar Tour — это такая ТУПАЯ несовременная компания. И я уже жалею, что в тексте первой новости о банкротстве назвал ее центром бронирования. Слово перекупщик или, как говорят более откровенные коллеги, «прокладка» подошло бы куда как лучше.
Однако на тот момент еще не было официальной правовой оценки деятельности Polar Tour. Если честно, я думал, что у этой компании было какое-то официальное прикрытие своего «серого» существования. Нельзя же вот так, откровенно наплевав на все отраслевые законы и порядки, электронные путевки и так далее, у всех на виду мутить что-то со скидками и ценами? Оказывается, можно! Браво, Ростуризм-отраслевой регулятор. Браво, великолепное российское туристическое законодательство! Официальное разъяснение Федерального агентства по туризму по ситуации с Polar Tour — это фактически признание того, что эта компания работала вне правового поля. В реестре туроператоров ее нет, в реестре турагентств тоже. Турагентам необходимо обращаться за возвратом средств непосредственно в обанкротившийся Polar Tour, а вопросы по заявкам решать напрямую с туроператорами. Если кого-то из туристов нужно вывозить из-за границы, «Турпомощь» не при делах. На все проблемы один ответ: идите в суд! Удивительно, что Ростуризм не рекомендовал в конце обратиться в правоохранительные органы.
В общем, время идет, разговоры ведутся, но до цивилизованного, белого и пушистого туристического рынка нам далеко, как до Китая пешком! Отвечая на вопрос, вынесенный в заголовок статьи: ситуация может повториться? Да, может! А еще, на рынок может прийти с китайскими гастролями очередная «Матрешка-Тур» или мутная хайнаньская «Река», а потом полгода водить огромное число агентов и туристов за нос.
Как это ни прискорбно, участникам туристической розницы остается уповать только на свой профессиональный опыт и здравый смысл при выборе поставщиков турпродукта. Как незнание закона не освобождает от ответственности, никакие финансовые или словесные гарантии не уберегут вас от простой человеческой глупости. А как по другому объяснить, что за ЭТО не будет отвечать НИКТО?
Извините, если что-то не так!
Артур Сафиуллин, RTourNews.ru