Крупнейшую частную и вторую по объемам перевозок авиакомпанию России «Трансаэро» государство в лице «Аэрофлота» забирает за долги. Фактически так, хоть главный исполнительный директор и совладелец «Трансаэро» Александр Плешаков и говорит, что вопрос конкретной оценки и стоимости бизнеса на совещании 1 сентября не рассматривался.
Эксперты полагают, что консолидация двух крупных перевозчиков неизбежно приведет к росту цен на авиабилеты. В туротрасли опасаются, что, завладев «Трансаэро», «Аэрофлот» откажется от обширной чартерной полетной программы компании. Фанаты боятся за облюбованный бренд, туристы за приобретенный билет. Чем завершится проект «ТрансАэрофлот», положительным будет его итог или отрицательным? В нюансах авиационного слияния разбирался RTourNews.ru.
Они не хотели, их «попросили»
«Ни авиакомпания «Трансаэро», ни ее акционеры не были инициаторами данной консолидации. Руководство авиапредприятия предлагало два иных сценария: реализация ранее принятого решения о создании банковского синдиката, либо финансовая докапитализация компании», — заявил господин Плешаков 2 сентября, когда весть о создании в РФ одной из крупнейших в мире авиатранспортных групп вошла в тренд.
«С целью обеспечения интересов пассажиров, партнеров и работников авиакомпании с учетом позиции руководителей министерств экономического блока Правительства и крупнейших банков, поддержавших консолидацию, контролирующие акционеры авиакомпании подтвердили свое согласие на предложенную программу», — это его другая цитата.
Скажем откровенно, будущее «Трансаэро» давно зависело не только от позиции акционеров, даже таких важных, как чета Плешаковых (им, напомним, принадлежит 36,62% акций авиапредприятия). В последние месяцы судьбу перевозчика решали, по большей части, в банковских офисах и правительственных кабинетах. Откуда взялся вариант с «Аэрофлотом»? Источник газеты «Коммерсант» сообщает, что само предложение на совещании озвучил глава Сбербанка Герман Греф. Другие лоббисты – кредиторы: ВТБ, ВЭБ и Россельхозбанк. Банкиры посчитали, что «авиакомпания легла, реального антикризисного сценария у нее нет».
Вместе с долей рынка «Трансаэро» «Аэрофлот» унаследует ее долги
Информация о текущих долгах «Трансаэро» не раскрывается. «Газета.ру», ссылаясь на документы Минтранса, датированные 18 августа, сообщает о 82 млрд руб. кредиторской задолженности, из которых около 40 млрд — в валютных кредитах и 42 млрд — кредиты в рублях. По данным издания, финансовые и операционные заимствования «Трансаэро» в долгосрочном периоде составили около 150 млрд руб. Задолжала авиакомпания и контрагентам: долг перед «Роснефтью» превысил 4,1 млрд руб., перед «Газпром нефтью» — 5,2 млрд руб. О том, что перевозчик в долгах как в шелках красноречиво свидетельствовал недавний пресс-релиз, в котором подводились итоги деятельности за первое полугодие 2015. «Каждый шестой рубль выручки компании ушел на банковские платежи», — заявляла «Трансаэро».
Очевидно, что для финансовых институтов передача без пяти минут банкрота под крыло «Аэрофлота» с сохранением при этом всех обязательств – это хороший ход. Правда, выгода для будущего монополиста авиа отрасли не для всех сейчас очевидна. «Аэрофлот» получит более старый парк дальнемагистральных самолетов с огромным долгом, на приведение в порядок финансов потребуется не менее двух лет. Инвесторы это понимают: на Московской бирже акции «Трансаэро» подорожали на 40%, а бумаги «Аэрофлота» подешевели на 5,8%», — говорит глава управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Георгий Ващенко. Вместе с тем поглощение «Трансаэро» существенно снизит конкуренцию на российском рынке пассажирских перевозок. На группу «Аэрофлота» (включает авиакомпании «Россия», Донавиа», «Оренбургские авиалинии», «Аврора» и лоукостера «Победа») и так приходится 37% пассажирооборота в России (по данным Росавиации – прим. RTourNews.ru). Вместе с долей «Трансаэро» этот показатель превысит 50%.
Интересен комментарий главы Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева. «Я думаю, что руководители «Аэрофлота» не прыгают от счастья, потому что им предстоит очень серьезная работа по санации», — сказал он. Артемьев сообщил, что ФАС, скорее всего, одобрит сделку по покупке «Аэрофлотом» 75% конкурента «Трансаэро». «Не думаю, что мы откажем, потому что отказать — это означало бы создать полную вакханалию не только на этом рынке, а в целом по всем перевозкам, да и в экономике России». По мнению чиновника, для конкуренции была бы лучше процедура банкротства, но у «Трансаэро» попросту нет двух-трех лет на это. ФАС планирует установить ряд поведенческих и структурных требований к «Аэрофлоту», так как «порядка 50% рынка оказывается в его руках. Так, авиатранспортную группу могут обязать продать часть своих маршрутов.
Авиабилеты подорожают, но так же лучше
«Покупка «Трансаэро» «Аэрофлотом» приведет, скорее всего, к повышению цен по направлениям, на которых присутствовал «Трансаэро», с другой стороны, этот шаг повышает стабильность рынка пассажирских авиаперевозок, что немаловажно в нынешних экономических условиях», — считает Александр Сизинцев, генеральный директор онлайн-трэвел агентства Biletix. По мнению эксперта, ситуация разрешилась лучшим образом. «Аэрофлот» обладает достаточным опытом, ресурсами и административным ресурсом для того, чтобы интегрировать в себя инфраструктуру «Трансаэро», — сказал он.
Сизинцев отмечает, что «Трансаэро» в последнее время шла на значительный ценовой демпинг, в частности, приводит сравнение цен на направлениях, где «Аэрофлот» и «Трансаэро» выступали российскими монополистами, с ценами на рейсы иностранных авиакомпаний. Так, в этом сезоне на Бангкок средний чек «Аэрофлота» составлял 32454 руб., Etihad Airways 27418 руб., а «Трансаэро» — всего 24068 руб.
В Российском союзе туриндустрии считают, что объединение с «Аэрофлотом» – лучшее, что могло произойти с «Трансаэро» с точки зрения пассажиров и туркомпаний, приобретающих билеты. «Трансаэро» сможет выполнить свои обязательства перед пассажирами, а переход в «Аэрофлот» будет проходить поэтапно», — заявила пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина.
По ее словам, важный вопрос, который возникает из-за объединения двух компаний – сотрудничество с туроператором «Библио Глобус», который в последнее время стал одним из крупнейших на рынке, именно благодаря работе в тандеме с «Трансаэро».
«Надо сказать, «Аэрофлот» в свое время предпринимал несколько попыток создать собственную туроператорскую компанию. В 1997 году появилась «Аэрофлот Тур Групп», которая могла приобретать билеты «Аэрофлота» на 30% дешевле базовых тарифов. Но она просуществовала около двух лет, следующая – «Аэрофлот Трэвел» – еще меньше, потом был «Мир Аэрофлота», также ушедший с рынка. Поэтому вполне возможно, что уже существующую успешную компанию национальный перевозчик охотно возьмет под свое крыло к обоюдной пользе», — предполагает Тюрина.
Она подчеркнула, что за границей сейчас находится около 130 тыс. туристов «Библио Глобуса», которые завезены рейсами «Трансаэро».
В самом «Библио Глобусе» беспокойства пока не высказывают, предположений о будущем партнерстве не комментируют. «С учетом объема нашего турпотока (2,5 млн человек в год) навстречу будут готовы пойти многие авиакомпании»,— заявили представители компании. Гендиректор другого крупного партнера «Трансаэро» — НТК «Интурист» — Виктор Тополкараев сообщил, что компания пока не заключила договоров на зимний период, поскольку «сейчас сложно прогнозировать турпоток на том или ином направлении».
Известно, что более половины пассажирооборота «Трансаэро» обеспечивали как раз туроператоры. Не только упомянутые крупные фирмы работали с авиакомпанией, среди ее собственных активов также есть небольшой оператор «Трансаэро Тур». Логично, что если «Аэрофлот» хочет получить от санации максимальную выгоду, сотрудничество с турфирмами стоит продолжить.
Более половины пассажирооборота «Трансаэро» обеспечивали туроператоры
Глава транспортного комитета Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин считает, что, скорее всего, «Аэрофлот» сохранит программы «Трансаэро» по туристическим направлениям, особенно рентабельные. Эксперт отмечает, что в кризисных условиях «Аэрофлот» достаточно толерантен к туррынку. «Например, в этом сезоне перевозчик блочные тарифы перевел в туроператорские тарифы, без рисков, понимая, насколько туррынку сейчас сложно гарантировать какие-то квоты», — говорит Горин. По мнению эксперта, туристическая составляющая тоже важна «Аэрофлоту».
Напомним, что основным условием одобрения сделки со стороны Правительства стало выполнение «Аэрофлотом» всех обязательств по перевозке пассажиров. Еще одно условие — не допустить резких изменений кадровой политики и сокращения персонала. Сообщается, что на данный момент «Трансаэро» реализовала порядка 2 миллионов билетов, глубина продаж достигает весны 2016 года.
Пока готовился этот материал, стало известно, что «Трансаэро» обязали с 1 декабря 2015 года остановить продажи билетов во всех направлениях. Соответствующую рекомендацию в адрес компании направили сотрудники Росавиации. Пока неизвестна судьба бренда и зимних чартеров. Тем временем, во властных коридорах продолжается поиск идей и методов государственной поддержки авиаперевозчиков. Одной из таких мер могло бы стать обнуление НДС для авиакомпаний на 2-3 года. С таким предложением 2 сентября выступил Минэкономразвития. Неизвестно, получила ли данная идея поддержку, но оставшихся игроков, и особенно «Аэрофлот», обещают вытащить из омута.
Из всего вышеизложенного хочется сделать такой вывод. История с «Трансаэро» — это еще одно поражение российского турбизнеса. В кризис, под тяжестью долгов авиакомпания билась – увеличивала количества перевезенных с начала года пассажиров, улучшала показатели загрузки пассажирских кресел и выручки. Но все равно не смогла обслуживать собственные кредиты. Ничего не напоминает? Но, кажется, на этот раз обойдется без коллапса. Будем и дальше летать самолетами «Трансаэро» «Аэрофлота».
Артур Сафиуллин, RTourNews.ru