Процедура взимания туристического налога нуждается в корректировке 1

Процедура взимания туристического налога нуждается в корректировке

Практика применения туристического налога для гостиниц в первом квартале 2025 года показала, что он был принят излишне поспешно, без учета замечаний и предложений участников отрасли и нуждается в корректировке. Налог резко увеличил фискальную нагрузку на санатории и недорогие объекты размещения, а также сроки окупаемости новых гостиничных проектов. Такое мнение высказали участники заседания комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по туриндустрии с участием комитета по гостиничной деятельности Российского союза туриндустрии (РСТ).

Как считает руководитель профильной комиссии РСПП, почетный президент РСТ Сергей Шпилько, то, в каком виде был введен туристический налог для гостиниц, стало большой ошибкой.

«Финансовый блок правительства и соответствующее крыло законодателей проигнорировали замечания и предложения индустрии, в том числе РСПП. И результаты не заставили себя ждать. У участников рынка уже возникают операционные проблемы с начислением налога, особенно если они, как санатории, реализуют свои услуги по путевкам. Из налога на доходы от услуг размещения турналог для них превращается в оборотный. Возникают вопросы и по оформлению льготников, по применению регионами льготной или нулевой ставки налога в низкий сезон», — сказал он.

Шпилько уверен, что надо отменять нижний порог налога в 100 рублей с человека.

«Ставка налога вводилась в режиме повышения – с 1% в 2025 году до 5% к 2029 году, но не ниже 100 рублей в день с человека. Однако для большинства средств размещения 100 рублей оказываются вовсе не одним, а двумя, а то и тремя процентами», — пояснил эксперт.

По словам партнера, руководителя департамента «Гостиничный бизнес и туризм» консалтинговой компании Commonwealth Partnership (CMWP) Марины Смирновой, турналог негативно влияет на инвестиции в развитие туристической инфраструктуры, существенно увеличивая срок окупаемости объектов.

«Стоимость строительства гостиницы 3* определена, согласно постановлению №141, в 10,4 млн рублей на номер. Применение налога по минимальной ставке в 100 рублей для среднестатистической трехзвездочной гостиницы увеличит срок ее окупаемости на 8 месяцев.  Если же говорить о гостиницах небольшой вместимости, примерно на 30 номеров, то сроки окупаемости возрастут на 12-16 месяцев и более в зависимости от операционных показателей объектов, опять же, при ставке налога всего в 100 рублей», — сообщила эксперт.

Согласно данным Росстата, рост доходов коллективных средств размещения в 2024 году по сравнению с 2023 составил 35%, при этом стоимость строительства гостиниц выросла минимум на 30%, рост зарплат и коммунальных тарифов привел к снижению рентабельности отелей на 3-6 процентных пунктов. Стоимость заемного финансирования только по постановлению №141 выросла на 6,3%, то есть 9,3% годовых вместо 3%. Таким образом, по словам Марины Смирновой, рост доходов гостиничного сектора оказался полностью поглощен увеличением расходной части.

«Наши расчеты показали, что если гостиницы хотят воспользоваться постановлением №141, то повышение стоимости заемного финансирования по нему увеличивает срок окупаемости объектов на 2-4 года. При этом, так как стоимость строительства существенно выросла, гостиниц, которые могут уложиться в те лимиты, которые прописаны постановлением, оказалось очень мало. Соответственно остальным приходится дополнительно брать коммерческие кредиты, и вся история в итоге становится нерентабельной для бизнеса», — пояснила эксперт.

По ее словам, гостиничный сектор очень чувствителен к любому изменению расходной части, а туристический налог – это расходная часть.

«В совокупности в 2025 году налоговая нагрузка на средства размещения выросла на 7% по сравнению с 2023 годом. А запас прочности у отечественной гостиничной сферы не так велик. В 2023 году средняя рентабельность гостиниц составила 37% от выручки, но четверть субъектов федерации показали операционную прибыль ниже 20% или зафиксировали убытки», — сказала Смирнова.

По словам Сергея Шпилько введенный налог противоречит мировой и отечественной практике использования такого рода фискальных инструментов по своей экономической сути. Во всем мире такие сборы применяются в двух случаях. Во-первых, когда надо перераспределить въездной турпоток в город или регион в пользу более состоятельной клиентуры. И во-вторых, когда в город прибывает намного больше туристов, чем есть местных жителей, и надо изыскать дополнительные средства для благоустройства под такие турпотоки в высокий сезон.

«У нас же турналог стал средством пополнения местных бюджетов, в большинстве своем остродефицитных. Получился просто налог на право заниматься предпринимательской деятельностью по оказанию услуг размещения здравницам и легально работающим гостиницам. Так называемый частный сектор – сдача в посуточную аренду жилья и апартаментов – в связи с тем, что турналог на них фактически не распространен, с точки зрения конкуренции оказался главным бенифициаром его введения. Считаю, что мы все вместе – РСПП, РСТ, Российская гостиничная ассоциация и другие заинтересованные организации – должны вести мониторинг ситуации и донести до правительства, законодателей и профильных ведомств необходимость корректировки соответствующих положений Налогового кодекса, пока ставка турналога не выросла до своего критического уровня», — подытожил общественник.

С 1 января 2025 года местные органы власти субъектов РФ получили право вводить туристический налог, который должны платить классифицированные объекты размещения, входящие федеральный реестр – гостиницы, хостелы, санатории, кемпинги и глэмпинги. Закон пока не распространяется на гостевые дома и апартаменты. В 2025 году ставка налога составляет 1% от стоимости проживания, но не менее 100 рублей в сутки. Ежегодно она будет повышаться на 1% и к 2029 году может составлять 5%.

Поделитесь с друзьями:

Check Also

Какие зарубежные направления выбирают россияне для отдыха в майские каникулы? 8

Какие зарубежные направления выбирают россияне для отдыха в майские каникулы?

В топ самых популярных зарубежных направлений на майские праздники входят Турция, Абхазия, Египет, ОАЭ, Таиланд, …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *