Кажется, авиакомпания «ВИМ-Авиа» никогда не слыла пунктуальной. Скорее наоборот. Например, в апреле она задержала 21,2% чартерных рейсов (12 из 57). В среднем по отрасли этот показатель составляет 4,7%. Среди крупнейших чартерных компаний (с количеством рейсов свыше 50) она абсолютный рекордсмен. Однако в конце мая перевозчик решил побить даже собственные рекорды недисциплинированности. За двое суток он отменил треть всех рейсов из Пулково, ни один не был выполнен по расписанию. Заложниками стали путешественники, жаждущие попасть в Турцию, Болгарию, Китай.
Как передает «Фонтанка», веерными задержками вылетов уже заинтересовалась Северо-Западная транспортная прокуратура. Волна задержек от компании «ВИМ-Авиа» докатилась до Петербурга вечером 30 мая. В болгарскую Варну не улетели вовремя 285 человек, в том числе 120 детей. Рейс 9371 отправился через восемь с половиной часов. В целом, из шести запланированных накануне вылетов перевозчик отменил три (в Москву и Пекин). 31 мая не состоялись полеты в турецкие Анталью (по уточненным данным, 280 пассажиров) и Даламан. Остальные (в Москву и Китай) совершены с опозданием.
Несколькими днями ранее с аналогичными проблемами столкнулись пассажиры в Москве. В Домодедово они устроили акцию протеста. В настоящее время веерные задержки у компании наблюдаются по всей стране, в Европе и Средней Азии. «ВИМ-Авиа» обслуживает более сорока направлений. По данным Росавиации, парк состоит из 26 самолетов Airbus (6) и Boeing (20). Компания создана в 2002 году, название получила по первым буквам ФИО основателя Виктора Ивановича Меркулова. Зарегистрирована в Татарстане. Принадлежит Светлане Мурсекаевой и Рашиду Мурсекаеву. В 2015-м, по данным СПАРК, выручка составила 12,4 млрд рублей. По подсчетам Росавиации, услугами компании в январе-апреле 2017 года воспользовались 466 тысяч пассажиров (десятое место по стране). В летний сезон этот показатель вырастет. В 2015-м компания перевезла 1,6 млн человек (совершив 11,4 тыс вылетов), в прошлом – более 2 млн.
Судя по картотеке арбитражных дел, «ВИМ-Авиа» в течение нескольких лет испытывает финансовые сложности. Пик пришелся на 2014-2015 годы. Сбербанк предъявил претензии на 4 млрд рублей и попытался обанкротить должника, того же добивался ВТБ (по кредитному договору на 13 млн долларов). Испорченные отношения с крупнейшими банками страны вынудили «ВИМ-Авиа» кредитоваться в менее известных организациях под залог оборудования. По данным СПАРК, с марта 2017 года имущество авиакомпании (26 авиационных двигателей и пять вспомогательных силовых установок) находится в залоге у трех юридических лиц.
Нехватка средств сказывается на персонале. В октябре 2016 года Приволжская транспортная прокуратура уличила перевозчика в невыплате зарплаты на сумму 260 млн рублей. И никто бы не пытался связать эти данные с операционной деятельностью «ВИМ-Авиа», если бы не регулярные задержки и отмены рейсов, которые в профессиональной среде на сленге называют не иначе, как «козлением». «Козлить» партнеров и пассажиров у авиакомпании вошло в привычку. А ведь в прошлом году «ВИМ-Авиа» уже чуть было не лишилась чартеров.