Разработанный Ростуризмом проект нового отраслевого закона предусматривает системное реформирование индустрии туризма и вводит ряд принципиально новых положений, которые требуют длительного обсуждения. В связи с этим эксперты полагают, что срок его внесения в правительство может быть перенесен с весны на второе полугодие 2022 года.
Документ предполагает немало новшеств в действующие правила работы на туристическом рынке, а ключевой задачей, по логике авторов, является перестройка системы финобеспечения. Ныне действующий механизм не отвечает современным реалиям рынка и не позволяет туристам в случае банкротства туроператора получать сколько-нибудь значительную компенсацию.
Поэтому вместо персональной ответственности туроператоров в виде договоров страхования или банковских гарантий для всех туроператоров, а также фондов персональной ответственности при «Турпомощи» для выездных туроператоров, в новом законе предусмотрен один государственный фонд. Из него туристы будут получать денежную компенсацию в случае невозможности совершить поездку по вине туроператора или на эти средства туристов будут эвакуировать с места отдыха в случае форс-мажора.
Также закон предполагает создание информационной системы для контроля за всеми действующими договорами – некий вариант маркировки туров, который обеспечит прозрачность и гарантирует возврат средств. «Электронная путевка» такой функцией не обладает по определению, поэтому ее надо или кардинально перерабатывать, или создавать новую систему.
Есть в законопроекте ряд других не менее масштабных базовых предложений. Например, документ по-новому трактует понятие турпродукта. По действующему закону это единый комплекс услуг по перевозке и размещению, что дает возможность фактически заниматься туроператорской деятельностью, де-юре не являясь туроператором. В новом законе сформулировано, что турпродукт – это проживание плюс любая другая туруслуга, и не обязательно только транспорт.
Как полагает глава юридического агентства «Персона Грата», председатель комитета РСТ по правовым вопросам Георгий Мохов, такая трактовка влечет за собой – по цепочке – изменение всей архитектуры рынка, включение в орбиту государственного регулирования огромного количества компаний, которые занимались реализацией многодневных экскурсий, прежде всего, во внутреннем туризме.
«Впервые в закон вводятся также понятия «экскурсия» и «экскурсионная деятельность». К тому же теперь под определение размещения попадают не только отели и санатории, но и кемпинги, гостевые дома, круизные суда, а также туристический железнодорожный транспорт. Речь не только о многократном увеличении числа участников туристического рынка. Логично предположить, что изменение понятия турпродукта приведет к изменению и правил его реализации», – полагает г-н Мохов.
Серьезные изменения ждут агентский рынок. Законопроект предусматривает, что все турагенты и субагенты должны входить в единый государственный реестр, куда можно будет попасть только по представлению туроператора, то есть, имея с ним договор. Они также обязаны входить в одну из саморегулируемых организаций (СРО) турагентов. Каждая такая СРО будет иметь свои компенсационные фонды, деньги из которых смогут быть направлены на выплаты возмещений туристам в случае ухода турагента с рынка.
Хотя у нового закона о туризме есть точные, установленные Правительством сроки реализации, и документ дожен быть внесён в Госдуму не позднее марта 2022 года, эксперты полагают, что за полтора-два месяца будет крайне тяжело пройти серьезное, с учетом масштабных изменений, согласование во всех смежных ведомствах.