Введение невозвратных тарифов для отелей и упрощенная процедура заселения предложены Российским союзом туриндустрии министру экономического развития Максиму Решетникову в качестве мер поддержки отрасли и развития внутреннего туризма на встрече в рамках форума «Путешествуй!».
Как пояснил президент РСТ, генеральный директор туроператора «Алеан» Илья Уманский, де-факто невозвратные тарифы уже существуют, и это свидетельствует об их востребованности на рынке. В пиковые даты, например, на новогодние заезды отельеры официально применяют такой тариф к туроператорам, потому что такая практика не противоречит бизнес-отношениям. «Теперь эти правила надо узаконить и с точки зрения работы с потребителем. Эффективность этой меры уже доказана на опыте авиа- и железнодорожных перевозок. Законодательное закрепление невозвратных тарифов позволит гостиницам сделать ценообразование более гибким. При этом условия применения невозвратных тарифов должны распространяться и на туроператоров», – сказал Уманский.
Другой эффективной мерой по развитию гостиничного бизнеса могло бы стать размещение в отеле по заграничному паспорту. «Сейчас граждане не могут официально заселиться в отель по загранпаспорту, в случае нарушения отелям грозят серьезные штрафы. Соответственно, люди выбирают частный сектор, где таких ограничений нет, а отели теряют клиентов», – прокомментировал президент РСТ.
Для того, чтобы нормы заработали, их необходимо ввести в действующие «Правила предоставления гостиничных услуг в РФ». По оценке руководителя комитета РСТ по инфраструктурным проектам, управляющего партнера Cronwell Hospitality Group Алексея Мусакина, введение невозвратных тарифов в отечественных отелях позволит снизить цены на размещение на 20-30%, по ним смогут загружаться не менее 30% городских и 45% курортных отелей.
В российских гостиницах есть два вида бронирования, напомнил Мусакин: негарантированное – если клиент заказывает проживание, но оплачивает его только в момент заезда. И гарантированное – когда гость полностью оплачивает услугу практически одновременно с заявкой. Если клиент вовремя не явился в гостиницу при негарантированном бронировании, то, в соответствии с правилами, его номер можно продавать. А вот если гость не заселился в случае гарантированного бронирования, то отель обязан его ждать до расчетного часа дня, следующего за днем запланированного заезда. То есть продать пустующий номер можно только через сутки. С заказчика в таком случае взимается плата за фактический простой номера, но не более чем за сутки. Оставшуюся часть заплаченных за проживание средств гостиница должна вернуть клиенту. То есть, если номер простоял в ожидании клиента пять суток, деньги ему возвращаются за минусом одних суток, остальные четыре становятся убытками гостиницы.