В России в последние годы бурно растет гастрономический туризм. Комитет РСТ по гастрономическому туризму разработал концепцию развития этого вида туризма, рассказал на организованной союзом пресс-конференции глава комитета Леонид Гелибтерман.
«Гастрономический туризм в нашей стране бурно развивается, по экспертным оценкам дает 15-17% годового прироста. Очень многие регионы начали искать самоидентификацию через местные продукты, местную кухню, тем самым развивая очень много секторов экономики, в том числе малый и средний бизнес, который занимается производством продуктов питания, напитков. Считаю, что тема очень перспективная. Хотя де-юре такого вида туризма нет. Поэтому комитет РСТ разработал концепцию развития гастротуризма. Надеюсь, в конце концов мы узаконим этот вид туризма», — сказал он.
Как рассказал Гелибтерман, каждый регион, если у него есть какой-то продукт, которым он гордится, старается организовать событийное мероприятие и привлечь на него как можно больше туристов и местных жителей. Это может быть и арбуз, и черемша, и мидии, и папоротник, и краб, и мед, и огурец, и помидор – очень многие города стараются стать столицей какого-нибудь продукта. Таким образом регионы конкурируют за туристов», — пояснил он.
Эксперт привел международную статистику гастрономического туризма. По оценкам одной из ведущих компаний в области маркетинговой исследований Research and Markets, объем рынка гастрономического туризма в 2023 году достиг $946,4 млрд и будет расти до 2032 года примерно на 15,7% ежегодно.
Он также привел данные опросов, в соответствии с которыми перед посещением места назначения 80% туристов изучают локальные продукты и напитки, а 70% выбирают место путешествия, основываясь на еде и напитках, которые там есть. А что касается поколений, то 77% миллениалов путешествуют, чтобы получить незабываемые впечатления от еды и напитков.
«81% респондентов считают, что еда помогает им понять культуру места, куда они едут. 47% путешественников делают покупки в местных продовольственных магазинах. 70% опрошенных заявили, что привозят домой местную еду или напитки в качестве подарка. 83% считают, что еда помогает сформировать их поездку и оставляет неизгладимое впечатление. И, наконец, 62% начинают дома покупать еду и напитки, которые они пробовали за границей. Безусловно, эта статистика показывает, что гастрономический туризм имеет колоссальные резервы для развития у нас в стране», — подчеркнул Гелибтерман.
Эксперт добавил, что в ближайшие месяцы туристов в разных регионах России ждет множество гастрономических фестивалей. В Калуге со 2 по 4 августа пройдет международный фестиваль «Космическая еда», в Туле 3 августа – День пряников. Проект «Гастрофест. Кухни Юга» на курорте Роза Хутор пройдет с 1 по 4 августа. В Алтайском крае 10 августа – фестиваль «Сырная деревня», День минусинского помидора – 17 августа в Минусинске в Красноярском крае. С 1 по 20 августа в Красноярске – фестиваль «Тайга Гастро». Арбузный фестиваль в Камышине в Волгоградской области пройдет 24 августа. А в Краснодарском крае с 30 сентября по 6 октября – Черноморская винная неделя.
«С 6 по 8 сентября будет 10-й фестиваль Kaliningrad Street Food. На мой взгляд, это лучший фестиваль уличной еды в нашей стране, он собирает до 80 тысяч человек и не только россиян. Плюс в рамках фестиваля проходит конкурс на лучшие блюда», — сказал Гелибтерман.
По мнению Леонида Гелибтермана, гастрономический туризм не всегда означает использование исторических рецептов, так как вкус и восприятие еды сильно менялись в процессе эволюции человека. Тем не менее, надо очень бережно относиться к традициям.
«Это относится в том числе к кухне коренных малочисленных народов, потому что для них крайне важно сохранить свою идентичность, но при этом стать современными. Впрочем, то же касается и русской кухни. Посмотрите, как много появилось ресторанов русской кухни, чего еще 10 лет назад и не было. Появилась, например, тихоокеанская кухня на Дальнем Востоке. Появился проект АУК – аутентичная уральская кухня на Урале. Очень много проектов, связанных с черноморской кухней. Люди стараются найти самоидентичность, прильнуть к корням, и это очень правильно, потому что это ответ глобализации», — подчеркнул представитель РСТ.