Один из крупнейших российских туроператоров Fun&Sun заключил соглашение с объединённой компанией Wildberries & Russ о развитии туристических сервисов для пользователей цифровой платформы. Пакетные туры компании стали продаваться на онлайн–площадке.
Событие нельзя назвать неожиданным. Президент Российского союза туриндустрии Илья Уманский ещё в прошлом году подписал с Wildberries соглашение о сотрудничестве по развитию внутреннего туризма. Предполагалось, что на маркетплейсе будет представлена целая витрина туров от участников ассоциации. Однако соглашение с Fun&Sun — пока единственный пример реализации такой инициативы.
Желание туроператора развивать сотрудничество с маркетплейсом кажется вполне логичным, учитывая активные темпы развития онлайн–ретейла. Можно предположить, что и другие участники рынка решат попробовать этот канал продаж. Помимо большого покупательского трафика бонусом может стать доступ к аналитике, возможность изучать предпочтения покупателя.
Маркетплейсы подходят для реализации путёвок по массовым направлениям, поэтому для туроператоров, работающих в этом сегменте (которые ставят чартерные рейсы, выкупают блоки мест в отелях и т. д.), — это рабочий инструмент, обратила внимание руководитель комиссии по выездному туризму РСТ на Северо–Западе, генеральный директор туроператора «Арт–Тревел» Мария Ушакова. Это может стать новым витком развития рынка.
Сейчас большинство туров реализуются через турагентства. Если формат сотрудничества туроператоров и маркетплейсов станет расширяться, в первую очередь, это усилит конкурентное давление на онлайн–турагентов.
Интерес маркетплейсов к туризму заметен уже не первый год. Онлайн–площадки продают билеты, номера в отелях, готовые путешествия. Тот же Wildberries запустил возможность бронирования отелей и пакетных туров в России и зарубежных странах ещё в 2023 году. Но сейчас это выходит на новый уровень — сотрудничество становится более глубоким и интегрированным.
Участники рынка прогнозируют, что со временем всё больше туров будет продаваться через интернет. Сейчас можно говорить о конкуренции маркетплейсов с теми операторами, которые с ними не сотрудничают. Онлайн–ретейл волен предлагать более выгодные цены благодаря охвату аудитории и акциям.
Впрочем, ожидать массового перехода туроператорских продаж на маркетплейсы пока тоже не приходится. Например, такая модель не подойдёт для сложных поездок, которые планируются под конкретного покупателя. Это касается экзотических направлений и специализированных маршрутов (с множеством пересадок, сопровождением и т. д.).
По мнению экспертов, покупателей, которым важен контакт со знающим человеком во время приобретения путёвки, немало. Мария Ушакова отметила, что скорость изменений в отелях, в продукте, а также визовых правил сейчас высока и отслеживать самостоятельно все происходящие изменения большинство клиентов просто не готовы. Туроператор или турагент — это те, кто всегда на связи и знает актуальную информацию.