Почему основатель одного из крупнейших туроператоров России Александр Туголуков хотел продать бизнес и что он будет делать дальше?
Данную интригующую туррынок тему поднял в статье «Закат туроператоров» российский журнал Forbes. Несмотря на то, что статья написана довольно однобоко, отсутствует ключевой комментарий самого Туголукова (приведены только суждения его загадочного «знакомого»), а главное, нет прямого и даже косвенного ответа на поставленные в заголовке вопросы, рассказать о материале все равно интересно — во-первых, потому что не каждый день судьбой российского туроператора интересуется крупное СМИ. А во-вторых, любопытна оценка шагов бизнесмена, прошлых и нынешних. Forbes позиционирует его чуть ли не как туристического Робин Гуда.
Напомним, ранее «Библио-Глобус» сообщил о расторжении договора купли-продажи доли с Thomas Cook Group — сделки, условиями которой, как сообщает Forbes, Александр Туголуков был очень доволен. Бизнесмен получил $9 млн в качестве задатка, тогда как весь международный операторский бизнес «Библио-Глобус» был оценен в $150 млн. Покупателю достались контракты со всеми транспортными, гостиничными и принимающими компаниями (в частности, с авиакомпанией «Россия»). При этом внутрироссийский туризм не вошел в периметр сделки.
«Предприниматель давно мечтал полностью сконцентрироваться на развитии внутреннего туризма», — говорится в статье.
«Наши туристы ежегодно увозят на иностранные курорты большие деньги, захотелось что-то поменять», — цитирует Александра Туголукова Forbes.
Вперемешку с другими цитатами, например, мнением известного «эксперта» от туризма Инны Бельтюковой (совладелица разорившегося со скандалом «Капитал Тур») о вырождении классического туроператорского бизнеса и сведениями об операторской марже в размере не более 3%, сообщается об успехах Туголукова на гостиничном поприще и реализованных проектах «Сочи Парк Отель» (ex. Azimut Hotel Sochi, взятый у ГК «Ренова» в управление на 5 лет) и крымского кемпинга «Оленевка Village», в который бизнесмен вложил 300 млн рублей. По данным издания, оборот «Оленевки Village» за первый сезон составил более 70 млн рублей, с мая объект принял около 20 000 туристов.
«Такие проекты интересны и мне, и государству, — приводит слова Туголоукова Forbes. — Бизнес прозрачен и формирует турпоток, который обеспечивает дополнительный доход местному населению и краевому бюджету».
Вот, пожалуй, и все, что интересно, отбросив воспоминания об успешном преодолении кризиса имени авиакомпании «Трансаэро» (якобы не без помощи покровителя в Администрации президента) и описание методов 100% загрузки «Библио-Глобус» объектов в Сочи по бросовым ценам.
Выводов, как было сказано в самом начале, никаких нет. Вместо этого: «Это не первый случай, когда все вокруг рушится, а «Библио-Глобус» продолжает спокойно работать. Все помнят «Трансаэро». Тогда оператору не дали погибнуть и теперь не дадут». В принципе, на туррынке в этом никто и не сомневался.
P.s. Турагентам, склонным к панике по поводу и без него, дополнительно поясним, что речи о неблагоприятном прогнозе деятельности «Библио-Глобус» ни в данной статье, ни в статье Forbes не идет. Выиграл ли туроператор от разрыва соглашения с Thomas Cook или проиграл? Вопрос риторический, потому что мера была вынужденная. На наш вкус, выиграл, так как история не терпит сослагательного наклонения, и Thomas Cook разорился. В свою очередь российский туроператор вышел из этой неприятной ситуации с минимальными потерями.
Читайте также в журнале RTourNews.ru: «Первый, пошел!» — материал об одном из главных событий на выездном направлении туристического рынка Санкт-Петербурга в осенне-зимнем сезоне 2019/2020 — чартерной полетной программе туроператора «Интурист» в Стамбул.