Российский туризм встречал 2016 год, будучи шокированным очередными антитурецкими санкциями в виде исключения из Единого федерального реестра туроператоров компаний с «турецкими корнями». Что произошло?
Президент и правительство РФ продолжают вводить санкции против Турции в ответ на недружественную позицию этой страны, вскрывшуюся в ходе сирийского конфликта. Напомним, 24 ноября турецкие ВВС сбили в Сирии российский военный самолет, бомбардировавший «Исламское государство» и иных противников режима президента Башара Асада. В тот же день Владимир Путин пообещал Турции «серьезные последствия». Военный вариант был исключен, потому российские власти сосредоточились на выработке экономических методов воздействия, и первой отраслью турецкой экономики, испытавшей возмездие, прогнозируемо стала туристская.
24 ноября Ростуризм рекомендовал российским туроператорам и турагентам приостановить продвижение и реализацию туристских продуктов, а также отдельных туристских услуг в Турцию, в том числе через третьи страны. 28 ноября МИД РФ официально подтвердил рекомендацию россиянам отказаться от поездок в Турцию, сделанную ранее министром Сергеем Лавровым. 28 ноября последовал указ президента, приостанавливающий с 1 января 2016 г. действие российско-турецкого межправительственного соглашения об условиях взаимных поездок граждан от 12 мая 2010 г. в части, касающейся поездок, осуществляемых гражданами Турции. Этот же документ ввел запрет на чартерные воздушные перевозки в страну.
Указанные меры привели к тому, что уже к 7 декабря все россияне, находившиеся в Турции на отдыхе по линии туроператоров, вернулись в Россию. Руководителям туркомпаний, занимавшихся направлением, а также турагентам и их клиентам, представители власти разных уровней доходчиво разъяснили, что продавать путевки в ставшую «нежелательной» Турцию в ближайшее время не получится. Глава Ростуризма Олег Сафонов поспешил назвать пляжный отдых «навязанным стереотипом». «Будет правильно, если значительная часть денег, которые российские туристы тратят в отпуске, будет оставаться в России и работать на нашу, а не чужую экономику», — разъяснил он. «Скандалисты от туризма» ключевую мысль не уловили и зачем-то прицепились к давно проданным чиновником домах на Сейшелах…
Казалось бы, с туризмом в Турцию покончено, чего ждать еще? «Хорошо, что все случилось не в сезон», — выдыхали иные оптимисты. Но запущенный государством мстительный механизм продолжал находить все новые способы экономического давления. Иные санкции как бы подсказывал сам российский турбизнес. Так, на исходе ноября президент туроператора «Натали Турс» Владимир Воробьев разослал по турагентствам страны письмо, в котором обвинил туроператоров с «турецкими корнями» — не всех, а только Anex Tour, Coral Travel и Sunmar Tour — в вопиющем демпинге и создании условий, «в которых под угрозой оказывается сам рынок цивилизованного предоставления и реализации туристических услуг». Он попросил туристскую розницу приостановить сотрудничества с данными поставщиками. Итогом грандиозного скандала стало осуждение методов работы Воробьева значительной частью туристского сообщества.
Тем временем, правительство РФ издало очередное антитурецкое постановление, и турфирмы не вошли в список компаний, которые с 1 января 2016 года смогут привлекать граждан Турции для трудовой деятельности. Правда речь шла лишь о турках, не состоящих в трудовых и (или) гражданско-правовых отношениях с этими работодателями, заказчиками работ (услуг) по состоянию на 31 декабря 2015 года.
Но главные контрмеры по части туризма были припасены на самый конец 2015 года. 28 декабря Владимир Путин подписал указ, вносящий изменения в документ от 28 ноября, согласно которому под санкции РФ в виде запрета на выполнение работ на территории России подпадают не только сами турецкие компании, но и фирмы, контролируемые гражданами Турции. 29 декабря правительство издало соответствующее постановление. Вслед за этим Ростуризм с 1 января исключил из Единого федерального реестра туроператоров 19 юридических лиц: ООО «Ренейссанс Проперти Менеджмент», ООО «Аттида Тревел», ООО «Пегас Турс», ООО «Пегас Казань», ООО «Пегас Уфа», ООО «Пегас Екатеринбург», ООО «Пегас Краснодар», ООО «Пегас Самара», ООО «Пегас- Кемерово», ООО «Пегас Пермь», ООО «Пегас Ритейл», ООО «Пегас Хабаровск», ООО «Пегас Сургут», ООО «Анэкс Регионы», ООО «Анекс Тур Москва», ООО «Бентур Москва», ООО «Пегас Туристик», ООО «Санмар Тур» и ООО «Корал тревел». Указанные фирмы связаны и ассоциированы с брендами Pegas Touristik, Anex Tour, Coral Travel и Sunmar Tour.
31 декабря на сайте Ростуризма появилось сообщение, в котором ведомство напомнило, что исключение юрлиц указанных туроператоров, не мешает им выполнить своих обязательств по ранее заказанным у них услугам. Ростуризм пообещал взять на особый контроль защиту прав и законных интересов потребителей туристских услуг. В конце месседжа проскользнули «компетентные органы». Остается добавить (для людей, поверхностно знакомых с туротраслью), что оказавшиеся в опале турфирмы до последнего времени входили в число крупнейших в стране операторов и с ними сотрудничали десятки тысяч турагентств столицы и регионов. Вот они-то и волновались больше всех: у кого-то должны были лететь туристы — не в Турцию, разумеется, а, к примеру, во Вьетнам («турки» давно стали многопрофильными туроператорами); а кто-то просто не понимал как жить и работать в новой системе туристических координат.
К счастью замученных постоянными перетурбациями турагентов за время больших каникул катаклизма не случилось. Исключенные из реестра туроператоры, к их чести, от исполнения обязательств не уклонились. Плюс компании, не смотря ни на что, пробуют продолжить работу на рынке. Pegas Touristik сообщил своим клиентам и партнерам, что, по состоянию на 1 января 2016 г., в Едином федеральном реестре есть сведения об 11 туроператорах, работающих под брендом «Пегас». В турфирме рассчитывают, что после окончания каникул сведения обо всех юридических лицах «Пегаса» будут вновь внесены в реестр. Anex Tour объявил, что с 6 января 2016 года бронирование туристического продукта по 17 направлениям осуществляется через ООО «География», номер в реестре МТ3 015758. Бронирование турпродукта Coral Travel с 1 января 2016 года осуществляется обществом с ограниченной ответственностью «Туроператор Корал Тревел Центр», номер МТ3 009028 в Едином федеральном реестре туроператоров. Турпродукт Sunmar Tour с 1 января 2016 года бронируется обществом с ограниченной ответственностью «Оператор выгодных туров Санмар», номер МТ3 009030 в Едином федеральном реестре туроператоров.
В свете изложенного любая новость на российском туррынке читается сейчас под особым углом, а его участники теряются в догадках, что последует за декабрьским исключением из реестра пачки юрлиц туроператоров с «турецкими корнями». Вот и встреча премьер-министра РФ Дмитрия Медведева прошла в Сочи 5 января без участия представителей этих компаний. Другое дело, что делегатов от турбизнеса на ней всего было пятеро: «федералы» «Алеан», «Библио Глобус» и НТК «Интурист» и «регионалы» «Валида» и «Кандагар». В уважаемом журнале довелось прочитать, что именно они — теперь в фаворе. Ну а что же тогда «Дельфин»? Почему забыли Tez Tour, PAC Group, TUI Russia и других «больших»? Как поведал пересказ сочинской встречи, ничего революционного Медведевым сказано не было. Власть уже не в первый раз просит уделить внимание внутреннему туризму. Разве что министр культуры Владимир Мединский пообещал в качестве поддержки какие-то деньги, которых при этом нет в бюджете. Но ведь красиво, как известно, жить не запретишь, и отдыхать за рубежом тоже, особенно если там хорошо. А чтобы продажи России «пошли», всерьез нужно вкладывать средства в инфраструктуру и повсеместно развивать сервис. Об этом, к слову, тоже говорили на встрече.
Известный случай в Сочи, когда в одном из ресторанов с немалыми, надо сказать, ценами семье с ребенком «пробили» 10 рюмок водки, которых они не пили, и последующее обсуждение в интернете, показали, что наше общество сильно политизировано. А еще в нем ведутся жесткие информационные войны, и ослабевших тут «допинывают» страшно. Один заметный в туристской среде портал еще в середине декабря запустил опрос «необходимо ли запретить работу на территории России туроператорам с турецкими корнями?». Варианты были предложены соответствующие — развернутые, к примеру, «нет, надо их оставить этих турков в российском турбизнесе. Пусть ведут свою коммерческую деятельность на территории РФ, и качают прибыль в свой карман». А победил безоговорочно ответ «Да, однозначно запретить». На волне антитурецких санкций портал занялся откровенной пропагандой.
Будучи нейтральной стороной, под Новый год RTourNews.ru решил провести собственный блиц-опрос в среде турагентов — на сайте и в сообществе в VK — и выяснил, что подавляющее число работников турсферы (78%) наоборот — не желают «увода» туроператоров с «турецкими корнями» из России. Только 18% поддерживают подобные меры, оставшиеся совсем не против, чтобы «турки» развивали внутренний туризм. Всего было опрошено 289 человек. Выводы делайте сами, я за неумением прогнозировать будущее и нежеланием участвовать в грязных играх черных пиарщиков тут, пожалуй, поставлю точку.
Артур Сафиуллин, RTourNews.ru