Железнодорожный туризм может стать серьезным драйвером развития не только внутреннего туризма, но и многих территорий. Для этого необходимо создать законодательную базу и ввести ключевые понятия. О том, зачем нужен такой закон, и о развитии этого направления туризма в целом шла речь на стратегической сессии Российского союза туриндустрии, прошедшей в Госдуме с участием представителей нижней палаты парламента.
Первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике Надежда Школкина подчеркнула, что железнодорожный туризм — это одно из самых перспективных, востребованных и, самое главное, уже обкатанных на практике сегментов туриндустрии.
«За 2022 год РЖД перевезли более 690 тысяч туристов по 61 маршруту, в 2023 году — 940 тысяч по 81 маршруту. В том числе туры «Поезд Деда Мороза», «Большая перемена», «Страна открытий», «Поезд памяти», «Герои с нашего двора». Все вместе они объединяют порядка 50 субъектов России», — сказала она.
Но развивать железнодорожный туризм, по словам депутата, непросто из-за отсутствия соответствующих понятий в этой сфере: нет таких законодательных терминов, как «туристический поезд», «туристический железнодорожный маршрут».
«Соответственно отсутствуют правила и требования к таким поездам и маршрутам. Поэтому мы с коллегами из РЖД разработали законопроект, где дается определение таким дефинициям. Это позволит определить правила перевозки в таких поездах, ведь пассажирские и туристические перевозки кардинально отличаются друг от друга», — заметила Надежда Школкина.
Например, цель обычных пассажирских перевозок – доставить человека из одной точки в другую по фиксируемому временному графику и регулируемому тарифу. Пассажир в ходе такой поездки может по пути следования выйти из поезда и потом после дооформления продолжить путь по тому же билету уже на следующем поезде. У пассажира туристического поезда, как правило, точка отправления совпадает с конечной. В ходе путешествия на туристическом поезде пассажир может оставлять свои вещи в купе, как в номере отеля, ему предоставляются такие услуги, как завтрак в купе, анимация для детей и взрослых, знакомство с городами и осмотр достопримечательностей.
«Формируя законодательное обеспечение железнодорожного туризма, мы не только даем РЖД возможность за счет поступающих от туристов средств закупать более современные и комфортные вагоны, создавать больше туристических маршрутов, но и придаем импульс развитию субъектов РФ, а значит – экономике в целом. Надеюсь, что в весеннюю сессию мы выйдем на первое чтение законопроекта», — сказала Надежда Школкина.
Генеральный директор «РЖД Тур», вице-президент РСТ Роман Бараковских подчеркнул, что железнодорожный туризм сегодня не ограничивается только туристическими поездами.
«Это и круизный туризм, и индивидуальный, и событийный, и детский, особенно в летние каникулы. Еще недавно железнодорожный туризм в классическом его понимании занимал достаточно узкую нишу. В России было всего несколько маршрутов для внутреннего туриста, ориентация шла в основном на въездной туризм. Но сейчас развивается внутренний рынок, причем, благодаря, прежде всего, российским железным дорогам. Тот факт, что мы — ключевой туроператор большого холдинга плюс мое участие в РСТ позволяет смотреть на железнодорожную отрасль еще и со стороны туристического рынка, сблизить наши позиции», — сказал эксперт.
Заместитель министра экономического развития Дмитрий Вахруков также коснулся вопроса трактовки понятия железнодорожного туризма. По его словам, перевозки пассажиров в дальнем следовании – это порядка 100 млн человек туда-обратно или 50 млн уникальных поездок туда-обратно. Из них, по оценкам ведомства, чуть меньше половины составляют поездки с туристическими целями, то есть около 22 млн поездок совершается, чтобы добраться до места отдыха.
«Развиваются уже существующие маршруты и новые, растет количество поездов. Карелия, Тюменская область, Северный Кавказ, Свердловская, Горьковская, Куйбышевская железные дороги сегодня задействованы в железнодорожном туризме. Но очевидно, что в железнодорожных перевозках как таковых задействовано гораздо больше», — сказал он.
По словам Дмитрия Вахрукова, железнодорожный туризм включает знаковые туристические бренды и, по сути, это сегодня комплексный турпродукт, состоящий не только из перевозки. Это очень важный фактор развития регионов.
«Но в его развитии есть потенциальные ограничения. Мы не можем до бесконечности увеличивать трафик под пропуск пассажирских поездов и длину этих поездов, количество вагонов. Пока резерв не исчерпан, но в целом это ограниченный ресурс, который сужает потенциал развития этого вида отдыха. Второе ограничение – непосредственно подвижной состав», — сказал заместитель министра.
И здесь важно, по его словам, чтобы инвестиционного ресурса РЖД хватало на то, чтобы своевременно обновлять парк туристических вагонов.
«Специфика того регулирования, к которому мы в целом с вами движемся и должны прийти, в том, что это должен быть окупаемый проект. Чтобы все эти процессы запустить, нам нужно сделать законодательную основу, ввести ключевые понятия и далее к ним привязывать всю политику, которую мы будем вокруг железнодорожного туризма выстраивать», — сказал Дмитрий Вахруков.
Третьим важным аспектом развития железнодорожного туризма замминистра назвал туристический продукт.
«Минэкономразвития старается не вмешиваться в рыночное ценообразование на туристические услуги. Но сейчас железнодорожный туризм носит довольно нишевый характер. Об этом говорят, в частности, приведенные цифры в 1 млн пассажиров в рамках железнодорожного туризма, ведь это пока немного. Этот продукт нужно делать более значимым на рынке. Мы всячески поддерживаем это направление. Начнем с закона. Когда появятся все необходимые законодательные определения, не надо закручивать гайки, надо дать возможность сформировать такой рыночный продукт, который будет продаваться туроператорами, чтобы все сегменты рынка могли делать бизнес, а наш турист получал хороший качественный турпродукт», — сказал Дмитрий Вахруков.
На сессии прозвучали также конкретные вопросы туроператоров к железнодорожникам: по тарифам, детской перевозке, организации горячего питания для детских групп, взаимодействию РЖД и ФПК с туроператорами. Принято решение провести отдельную встречу для обсуждения этих тем.