Российские железные дороги в 2023 году перевезли на туристических поездах 940 тыс. пассажиров, по итогам 2024 года «РЖД» планируют перевезти больше миллиона. К 2030 году холдинг рассчитывает увеличить число железнодорожных туристов втрое – до 3 млн. Одно из главных препятствий для развития такого вида поездок – отсутствие законодательной базы, определяющей основные понятия этого сегмента рынка, сообщил вице-президент Российского союза туриндустрии, генеральный директор компании «РЖД Тур» Роман Бараковских.
«Железнодорожный туризм в его современном виде начал формироваться примерно пять лет назад: в 2019 году был запущен поезд «Рускеальский экспресс» в Карелии. В 2020 году был разработан круиз «Величие Севера» — он стартовал в новогодний сезон 2020-2021 годов. В 2021 году появились поезда «В Карелию», «Серебряный маршрут», «Зимняя сказка», «Жемчужина Кавказа» – уже полноценные круизные поезда. Причем, как только они открывались в продажу – места раскупались очень быстро, у нас даже формировались листы ожидания. Мы поняли тогда, что идем в верном направлении», — сказал он журналистам на пресс-конференции.
По словам Бараковских, число перевозимых по железной дороге туристов ежегодно растет.
«На базе всех туристических поездов холдинга «РЖД» в 2023 году в путешествия отправилось 940 тыс. пассажиров, а к концу этого года планируется уйти за миллион. Минэкономразвития ставит задачу увеличения внутреннего потока к 2030 году до 140 млн человек, а мы внутри холдинга «РЖД» ставим себе целевой ориентир в 3 млн человек», — заметил он.
Эксперт видит перспективы для роста в стабильном спросе на такой продукт, как железнодорожный туризм.
«Но и самих продуктов становится больше. Думаю, в 2025 году могут появиться возможности для развития железнодорожного туристического сообщения с некоторыми странами БРИКС, в частности, Китаем – как въездной, так и выездной туризм. В проработке также много других проектов, в частности, с Узбекистаном. Будем предлагать туристам из этих стран и Карелию, и Урал, и Золотое кольцо. Идет большая работа, и как только она будет закончена, мы обязательно всё анонсируем», — сказал он.
По словам Бараковских, один из ключевых вопросов для компании — ценовая политика.
«Мы хотим, чтобы железнодорожный туризм все-таки был доступен широкому кругу населения. Сейчас есть доступные туры, например, выходного дня, а более продолжительные туры, круизные маршруты, дороже. Нам нужно сделать этот отдых практически на любой кошелек, и здесь, возможно, потребуется частно-государственное партнерство, чтобы не создавать дополнительную нагрузку на государство. Покупательная способность в разных регионах разная, и после принятия законов и разработки всех необходимых нормативов, на мой взгляд, появится хорошая основа для создания продуктов, доступных для более широкого круга населения. Например, в регулярном сообщении плацкарт субсидируется, а в туризме таким базовым субсидируемым элементом должны стать купе», — полагает эксперт.
Он рассказал, что до пандемии «РЖД Тур» больше ориентировался на иностранный туризм, оперируя поездом «Императорская Россия», который курсировал по Транссибирской магистрали. А развитием внутреннего туризма компания активно занялась с 2019 года. Среди других направлений деятельности — организация групповых перевозок пассажиров и индивидуальных поездок, формирование специальных тематических поездов, реализация комплексных проектов с использованием железнодорожных перевозок и возможностей железнодорожной инфраструктуры.
«Мы также оказываем услуги перевозки в люксовом сегменте, когда к регулярному поезду прицепляется отдельный вагон повышенной комфортности. Продукт востребованный, особенно сейчас, в условиях ограничения воздушного сообщения. Мы формируем и сборные туры на других видах транспорта без железнодорожной составляющей – сегодня на нашем сайте порядка 100 таких программ. Водим экскурсии по железнодорожным вокзалам, это тоже пользуется хорошим спросом. Перспективы большие, потому что емкость рынка практически безгранична», — пояснил вице-президент РСТ.
Он подчеркнул, что ключевым моментом и одновременно тормозом для развития железнодорожного туризма остается отсутствие необходимой законодательной базы. В частности, в юридическом плане регулярный поезд сегодня ничем не отличается от туристического.
«Последние два года идет активная работа над законодательным оформлением железнодорожного туризма. Он должен дать нам такие понятия, как железнодорожный туристический маршрут и железнодорожный туристический поезд. Законопроект уже принят в первом чтении, и, как заверяют нас в Госдуме, будет принят до конца года. После этого мы приступим к работе над подзаконными актами с Госдумой, Минтрансом, Минэкономразвития. Нужно создать стандарт этой услуги, определить тарифную политику, требования к подвижному составу, то есть законодательно обеспечить качество. Это базовый элемент, который нам позволит двигаться дальше», — сказал Бараковских.
При этом, как пояснил эксперт, несмотря на отсутствие внешней нормативной базы, внутри самого холдинга «РЖД» были разработаны, утверждены и начали применяться стандарты для железнодорожных туристических поездов.
«В Порядке организации туристических перевозок содержится перечень требований, чтобы классифицировать и отличать регулярный поезд от туристического, и набор услуг, которые должны быть на таком поезде. У нас сегодня в круизном поезде обязательно наличие вагона-ресторана, вагона-бара, должна быть анимация. Начали разрабатывать разные виды вагонов, например, на «Жемчужине Кавказа» есть вагон-сауна, на других поездах есть вагон-зал, вагон-сцена. Эта работа ведется совместно с Федеральной пассажирской компанией, собственником подвижного состава», — сказал Роман Бараковских.