12 декабря Российский союз туриндустрии провел внеочередной съезд. Поводом стало избрание нового президента – Ильи Уманского, который сменил на этом посту Андрея Игнатьева. Никто из экспертов не сомневался в том, что предложенная кандидатура устроит кворум, поэтому сенсаций от съезда не ждали. Зато многие участники были приятно удивлены стилем мероприятия.
Вопреки традиции, оно прошло на дорогой, качественной площадке в центре Москвы – ЦДП на Покровке. Это деловое пространство считается одним из лучших в столице благодаря отличным характеристикам акустики, света, удобным креслам. Организаторы не поскупились на качественный фуршет. Ранее свои съезды организация проводила гораздо скромнее. Поэтому неудивительно, что разительная смена формата и обстановки стала одной из самых обсуждаемых в кулуарах. Как сообщили организаторы, благодарить нужно прежде всего спонсоров. Ключевыми партнерами стали МТС Travel и Курорт Красная Поляна. В качестве спонсоров выступили Fun&Sun, «Слетать.ру», «Евроинс», Coral Travel, «Алеан», Cronwell Hospitality Group, парк-отель «Орловский», отель «Индиго Санкт-Петербург Чайковского», Travelline, TezTour, «Интурист», B2B.Ostrovok.ru, Anex Tour.
Выбор союзом современной площадки, использование в оформлении диджитал-решений, очевидно, можно считать символом той стратегии, которую будет реализовывать новый президент.
Что касается официальной части, то внимание наблюдателей привлекло участие статусных гостей. С речью выступил председатель Комитета Государственной Думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Сангаджи Тарбаев. Он дал понять, что депутаты находятся в диалоге с сообществом, готовы слышать предпринимателей и продвигать нужные для турбизнеса инициативы. Среди них – перенос исполнения обязательств по «ковидным» турам по постановлению правительства № 1073. Дедлайн наступает 31 декабря 2022 года, но так как объем невыплаченных средств еще очень велик, многие зарубежные направления так и не открылись, на рынке сохраняется угроза дестабилизации и банкротств. В связи с этим депутаты приняли изменения в закон, согласно которым правительство получило полномочия предоставить туроператорам новую отсрочку.
Еще одна поддержанная профильным комитетом ГД инициатива РСТ – это перенос сроков обязательной передачи данных в систему «Электронная путевка». Туроператоры, отправляющие туристов за рубеж, получат возможность делать это не с 1 марта, а с 1 сентября, как и компании в сфере внутреннего и въездного туризма.
На съезде присутствовал и весь «генералитет» РСТ, включая почетного президента Сергея Шпилько, а также вице-президентов Юрия Барзыкина, Александра Осауленко, Ольгу Санаеву, Леонида Флита и председателя Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Сергея Корнеева. Организаторы провели пленарную сессию – ее модерировал еще один вице-президент организации Дмитрий Горин. В ходе этой части программы стали понятны приоритеты участников организации и те тренды, которые они учитывают при планировании деятельности. В основном говорили «без бумажки», не злоупотребляли самопиаром, многие приводили цифры, аналитические выводы в виде графиков, наглядных схем.
Практически в каждом выступлении поднимали проблемные темы. Так, руководитель компании «Тари Тур» Марина Левченко, чьей основной деятельностью был прием иностранных туристов, рассказала о сложном положении туроператоров. Инкаминговые компании надеются на то, что у них «есть шанс возродиться уже весной». Но важным условием является облегчение визового режима. Если излишние препоны будут сняты, «мы могли бы иметь хорошие потоки из Юго-Восточной Азии, Индии, Китая, да и из Турции в конце концов», сказала в своем выступлении Марина Левченко.
Вадим Мамонтов, основатель Russia Discovery на пленарной сессии РСТ обратил внимание на сокращение глубины бронирований в приключенческом виде туризма примерно в 2 раза; на неравномерность спроса. Он и его коллеги фиксируют самую большую динамику интереса туристов в отношении Сахалина и Курил. А на Алтае и Камчатке, наоборот, в этом году отмечается спад.
В заключительной части съезда вице-президенты РСТ отвечали на вопросы из зала. Один из делегатов предложил создать на базе организации рейтинговое агентство. Это позволило бы генерировать информацию, тем самым создавать ориентиры как для туристов, так и профессионалов рынка. Илья Уманский поддержал идею, отметил, что ее проработка ведется, но более четких ориентиров не дал. Реализация проекта осложнена тем, что РСТ – лицо заинтересованное, а рейтинги могут делать только независимые организации. Тем не менее подоплека идеи понятна: новый президент союза ищет решения, которые помогут организации занимать больше места в медийном экспертном пространстве, где с упразднением Ростуризма явно образовалась вакантная ниша основного «рупора отрасли». У РСТ есть шансы ее занять, так как именно союз объединяет весь спектр участников туристического рынка – не только туроператоров, но и турагентов, отельеров, организаторов экскурсий, детского отдыха. Кроме того, в РСТ уже созданы многочисленные комиссии, которые могли бы шире применяться как экспертные площадки при контактах с властными структурами.
По материалам отраслевого портала TourDom.ru. С текстом оригинальной статьи «У нас есть шанс возродиться!» РСТ обозначил проблемы и тренды туризма вы можете ознакомиться по ссылке.
Предлагаем вашему вниманию запись трансляции XIX съезда Российского союза туриндустрии:
https://youtu.be/gOfeDRtyM9k