Средняя стоимость проживания в российских отелях в летнем сезоне 2024 года выросла на 20%. В рамках контрактов, которые туроператоры заключают на летний сезон 2025 года, подорожание пока составляет 15-17%, сообщил президент Российского союза туриндустрии Илья Уманский.
«По итогам 2024 года мы ожидаем более 90 млн поездок по стране, что можно назвать рекордом для отрасли. Топ регионов, куда отправляются на отдых россияне, к сожалению, не меняется. Причина банальная – это гостиничная емкость. Регионы, которые обладают наибольшей емкостью, принимают больше туристов. Это Москва, Краснодарский край, Санкт-Петербург, Московская область, Крым, Ставропольский край, Татарстан, Свердловская, Ростовская, Нижегородская области. Если говорить о самых «путешествующих» регионах, то здесь также на первом месте Москва: она дает, по нашим данным, не менее 34,2% всех туристов по стране», — сказал он на круглом столе по итогам летнего туристического сезона, организованном комитетом Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры.
Уманский отметил, что средняя стоимость ночевки в этом году выросла на 20%. «Есть закономерность – в гостиницах категории до 2* рост цен составил 17%, средняя цена достигла 6043 рубля, в отелях 3* рост 18,5%, до 7011 рублей в среднем за номер. Больше всего дорожали отели 4* — рост на 21,9%, средняя стоимость 11 739 рублей. К сожалению, и сейчас, на этапе подготовки будущего сезона, мы также видим растущие цены. Пока, в рамках контрактов, подорожание идет в пределах 15-17%, но в итоге рост может быть и выше», — заметил президент РСТ.
По его словам, с начала этого года по август включительно авиакомпании перевезли внутри страны около 70 млн пассажиров, что на 48% меньше, чем в аналогичный период прошлого года.
«Для сравнения, авиаперевозка за рубеж выросла на 40%, что привело к снижению средней цены поездки. Внутри страны мы видим сокращение объемов авиаперевозки и рост цен на нее. Нам удалось проанализировать почти полмиллиона сегментов реализованных авиабилетов. Средняя цена перевозки в одну сторону в 2024 году составила по всем направлениям 16 199 рублей, в прошлом было — 13 300 рублей, то есть рост 22%. Но по некоторым популярным туристическим маршрутам он гораздо больше. Например, по Сочи можно говорить о росте на 30%: в этом году средняя цена перелета 14 109 рублей, в прошлом – 10 843 рубля. Перелеты в Кавминводы в среднем подорожали на 38%. На железной дороге тоже наблюдается рост, но за счет регулирования тарифов, по крайней мере, в плацкарте он не такой высокий. Плацкартные билеты подросли в среднем на 12,8%, купейные – на 15,5%», — уточнил Илья Уманский.
Глава РСТ полагает, что без мер поддержки гостиничной отрасли вряд ли удастся нарастить номерной фонд в стране.
«Мы понимаем, что те меры поддержки, которые предлагались отрасли в рамках постановления №141, либо уже закончились, либо будет последнее окошко, на которое вся отрасль уже точно рассчитывать не может. А без этих мер дальнейшее развитие гостиничной инфраструктуры нам видится с трудом. Особенно при нынешних ставках. Необходимо комплексно пересматривать экономическую модель гостиничной деятельности и внедрять в нее фундаментальные меры поддержки, чтобы в этом бизнесе была экономическая эффективность. Либо возвращаться к каким-то государственным мерам поддержки и изыскивать ресурсы для того, чтобы продолжать наращивать номерной фонд», — сказал он.
Мерой поддержки гостиниц может стать решение проблемы НДС для тех средств размещения, которые работают на упрощенном режиме налогообложения. Из-за правовой коллизии на них, в отличие от гостиниц на общем режиме, эта льгота не распространяется.
«Кроме того, мы сейчас готовим документ, который в ближайшее время направим в Минэкономразвития и в комитет Госдумы, о некоторых вопросах введения туристического налога. В частности, нас беспокоит подход, когда турналог распространяется на все средства размещения, включая санатории, в которых до 70% стоимости приходится не на проживание, а на медицинские услуги в составе путевки. И при этом туристический налог взимается со всей путевки», — пояснил Уманский.
Директор департамента реализации проектов в сфере туристической деятельности Минэкономразвития Георгий Груша согласился с тем, что рост внутреннего туризма начинает упираться в ограничения.
«Какой видим потенциал для этого роста в дальнейшем? Поскольку россияне все активнее путешествуют по стране и, как мы рассчитываем, эта тенденция сохранится, решение – в диверсификации, в том числе сезонной. Летом гостиницы загружаются на 60%, а в течение остального года средняя загрузка не превышает 40%. Потенциал кроется здесь, если мы говорим о краткосрочной задаче. Важна также диверсификация по географии. Есть новые быстро растущие регионы — Дальний Восток, Сибирь, Дагестан, которые на протяжении нескольких лет показывают двузначный рост. Это – стратегическая задача», — сказал он.
В Минэкономразвития, как и в РСТ, одним из сдерживающих моментов в развитии внутреннего потока считают транспорт.
«Рост потока отстает от спроса из-за цен на перевозку. По данным Росстата, в августе 2024, самом топовом месяце для туризма, цены на авиабилеты повысились на 29%. Турпоток растет, но количество выставленных кресел на внутренних рейсах осталось практически неизменным с прошлого года – 37 млн. Мы находимся с Минтрансом в диалоге, вместе отрабатываем направления, делимся с ними прогнозами. Тем не менее, по ряду направлений рост цен на авиаперевозки превышает средний показатель в 30%, достигая 50-60%. Это приводит к тому, что сейчас основной рост турпотока дает автотуризм», — сказал Георгий Груша.