Катастрофа A321 в небе над Синайским полуостровом ввергла россиян в шок, и люди продолжают в нем пребывать по сей день, зомбируемые телеканалами и СМИ, которые, забыв про траур, в поисках тиража тут же принялись смаковать одну “пикантную подробность” за другой. А может хватит, может нужно остановиться?
К написанию данной статьи RTourNews.ru сподвигли не сами трагические события, а их последствия. В момент, когда можно делать “кассу” бесконечными сообщениями-предположениями о причинах гибели злополучного Airbus, хочется отметить другое — информационное запугивание людей. И в эту игру втянуты абсолютно все, а чтобы не участвовать, необходимо либо выключить навсегда ТВ, отказаться от использования интернета и не читать газеты, либо научиться четко фильтровать информацию. В конце концов, сотни и тысячи авторов постов ежедневно навязывают нам свое мнение, а чем мы хуже?
Что известно об аварии A-321? В субботу, 31 октября самолет вылетел из аэропорта Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург. Этому предшествовала необходимая техническая проверка, в ходе которой каких-либо неисправностей выявлено не было. Лайнер был сертифицирован по строгим международным стандартам. Спустя 23 минуты после взлета борт пропал с экранов радаров. Он разбился: погибли все 217 пассажиров и 7 членов экипажа. Это страшно, это невероятно больно, душу рвет на части от людского горя, и оно совершенно не чужое. Еще страшнее от осознания того, как легко в нашем мире человек может лишиться жизни, в воздухе или на земле.
Из открытых источников известно, что случай с A321 — следующий за авиакатастрофой в Казани, произошедшей 17 ноября 2013 года. Тогда погибли 50 человек. С того времени на территории РФ и с российскими авиакомпаниями не произошло ни одного инцидента, приведшего к гибели пассажиров. Это не так плохо. Без учета нашего места в мире по этому показателю достаточно сказать, что только за 2014 год в РФ было зафиксировано 199720 ДТП, в которых погибли 26963 человека. Сейчас принято говорить о бардаке в отрасли, и депутаты всерьез предлагают оставить на всю страну 3 авиакомпании. Но какой бы ни оказалась причина крушения “Эйрбаса”, к сожалению, авиакатастрофы будут случаться и далее при любом раскладе. Однажды все равно происходит тот самый случай “на миллион”. А за руль в России и вправду садиться страшно.
Еще СМИ активно муссируют сведения: самолет был старый, «Когалымавиа» — авиакомпания маленькая, зарплату задерживали, пытались заработать за счет возмещения НДС. Надо сказать, что «возраст самолетов не влияет на безопасность полетов». В кавычках — потому что это слова одного чиновника Минтранса. А сказаны они были в декабре 2013 года. Тогда Росавиация предлагала запретить эксплуатировать в РФ самолеты старше 15 лет. Депутаты Госдумы, в свою очередь, хотели повысить этот порог до 20 лет. Эти идеи были проанализированы экспертами, и в результате специалисты транспортного ведомства не нашли прямой зависимости между возрастом самолета и количеством авиакатастроф. Другие точки зрения? Их может быть бесконечно много. Главное — каждый самолет, прежде чем его допускают до полетов, должен получить летный сертификат. Порядок есть порядок. Далее задержки ЗП. Они упоминаются в новостях в одном ряду с непростым финансовым положением “Когалымавиа”. Многого писать не хочется, вот ссылка — прочитайте, многое будет интересно. К слову, и “Трансаэро” не от хорошей жизни свалилась, и “Аэрофлот”, так, на минуточку, в убыток работает. НДС — это история бухгалтерская, но совершенно не удивительная. Кажется, в России каждая крупная компания ищет пути уменьшения налоговой базы. Нет-нет, я совсем не фанат Metrojet, как можно подумать. Дело в том, что при желании написать можно все что угодно и про любого перевозчика — хоть чартерного, хоть регулярного. А искать виноватых, вы знаете, — любимое российское занятие.
Что по-настоящему заставляет насторожиться, так это информация о том, что злосчастный борт в 2001-м (на четвертом году своей летной жизни) получил при посадке повреждения хвостовой части. После этого лайнер ремонтировался и до “Когалымавиа” послужил еще нескольким ближневосточным авиакомпаниям. Сам по себе факт “битости” пока ни о чем не говорит, но нужно дождаться результатов расследования. А последние данные такие: самолет буквально рассыпался на части в воздухе, его части разметало на площади радиусом 20 километров. Сигнал SOS аэропортовым службам не посылался, это подтверждают первые расшифровки бортовых самописцев.
Все возможные причины катастрофы таковы: технический сбой, человеческий фактор, поражение ракетой, взрыв на борту. Думается, что внимательное изучение новостных лент уже сделало читателя прекрасно осведомленным обо всех возможных технических дефектах. Я же — не спец, говорить всуе не буду. Человеческий фактор исключать нельзя никогда, но не время, господа. Погибший командир судна Валерий Немов имел более 12 тысяч часов налета, то есть просидел за штурвалом примерно 1 год и 4,5 месяца своей жизни. По следующим пунктам известно, что синайское ответвление ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в России — прим. RTourNews.ru) уже взяло на себя ответственность за теракт. В наших изданиях эту версию почему-то категорически отметают. Дескать, и ракет у них таких нет, чтобы сбить лайнер, и бомба на борт не могла проскочить. Что ж, если не было, то могли появиться, а просочиться, как показывает мировая практика, может все, что угодно и куда угодно. А пока мы читаем ленты западных информагентств, на которых сообщается, что спутник США зафиксировал тепловую вспышку над Синаем в момент падения самолета «Когалымавиа». И лайнеры уже почти всех авиакомпаний мира за километры облетают Синайский полуостров — на всякий случай.
Отдельный аспект, на котором хочется остановиться — моральный. В траурный для страны день многочисленные увеселительные заведения не отказались от празднования популярного в молодежной среде Хэлоуина. А многие активисты в соцсетях откровенно переборщили с размещением ЧУЖИХ предполетных фотографий в своих фидах. Да, при виде девочки и папы слезы на глаза наворачивались и стоят они там до сих пор, но спросил ли кто-то разрешения у родных и близких, подумал ли кто-то об их чувствах? Еще в туристской среде нашлись эксперты, которые публично ополчились на сотрудников BRISCO. Туроператору припомнили все — и веселье на мероприятиях для турагентов, и профмоменты, которые, так или иначе, присутствуют в работе каждой компании. Но, кажется очевидным, что борт роняли не сотрудники BRISCO, а самолетами “Когалымавиа” пользовались и другие туроператоры. На них летали многие турагенты и туристы, в том числе, и автор этих строк. Судьба уберегла, не уберегла других. Но значит ли это, что теперь на всем оставшемся авиапарке нужно ставить черную метку, как и на всей чартерной перевозке в стране?
И последнее, как свидетельствуют опросы турагентов, в России, и в Санкт-Петербурге в особенности, туристский спрос резко наклонился. Люди не хотят лететь в Египет, люди не хотят лететь никуда. Когда-то спрос, конечно, восстановится. Но, безусловно, принимать решение нужно каждому. Отлично это понимал и я, садясь в ночь накануне катастрофы в самолет. Известно, что все люди делятся на пессимистов и оптимистов, энтузиастов и скептиков. Эти характеристики личности не являются постоянными, зависят от нас и от окружающей среды. Так, давайте оставаться оптимистами, люди туризма, несмотря ни на что. Пожелаем, чтобы этот трагический случай был последним. Светлая память погибшим. А жизнь продолжается, сегодня — 3 ноября 2015 года.
Артур Сафиуллин, RTourNews.ru