В Госдуму внесен законопроект, который значительно расширяет число объектов размещения, подлежащих классификации и включению в единый реестр. В Российском союзе туриндустрии считает эти нововведения “революционными”.
“Государство предпринимает серьезные усилия, чтобы включить в орбиту регулирования и классификации максимальное число объектов, предназначенных для временного проживания граждан. Нечасто в туризме происходят такие революционные изменения. Этот объемный законопроект вносит существенные поправки в отраслевой закон “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации”.
Речь идет о значительном расширении, возможно, о тысячах средств размещения, которые подпадают теперь не только под классификацию, но и под запрет деятельности, если не войдут в создаваемый Единый реестр объектов классификации в сфере туристской деятельности. Они также не смогут себя рекламировать, так как агрегаторам будет запрещено выставлять на своих ресурсах объекты, не вошедшие в реестр”, — пояснил вице-президент РСТ Георгий Мохов.
Одновременно, по его словам, вновь входящие в реестр средства размещения попадают в контур туристического налога, который планируется взимать с гостиниц с 2025 года, а также туры с проживанием в таких объектах попадут в систему “Электронная путевка”. Сейчас некоторые объекты не считаются средством размещения и продажу тура не надо фиксировать в системе. С расширением типов размещения изменится и подход к учету турпродуктов, включающих проживание туристов в таких объектах.
Отдельная глава законопроекта определяет механизм регионального государственного контроля по соблюдению этих норм, а также правил оказания гостиничных услуг и услуг иных средств размещения, которые еще предстоит разработать.
По словам вице-президента РСТ, законопроект пересматривает порядок проведения классификации средств размещения. Выдача “бумажного” свидетельства о классификации исключается, предлагается также повысить требования к аккредитованным организациям и экспертам, проводящим классификацию объектов.
Сама классификация будет проходить в два этапа. Первый — включение средства размещения в реестр на основании “самооценки” соответствия определенному типу и обязательным требованиям к нему. Второй — проведение оценки соответствия средства размещения требованиям, установленным к конкретной категории средства размещения, то есть к “звездам”, и внесение их в единый реестр.
По словам Георгия Мохова, в предлагаемом законопроекте не указаны гостевые дома в частном секторе, по ним сейчас рассматривается другой законопроект.
“Получается, что предлагаемый реестр будет включать фактически лишь половину имеющихся сейчас объектов временного размещения. Однако можно предположить, что, так как новый закон не указывает конкретно типы объектов, гостевые дома будут названы уже в последующих подзаконных нормативных актах к нему. Не исключено, что в таком случае законопроект о гостевых домах затормозится”, — пояснил он.
Есть также вопросы по миграционному и регистрационному учету. Сейчас это обязаны делать только гостиницы. К автоматизированной системе передачи данных кемпинги скорее всего не подключат, и как учет может происходить, например, в случае глэмпингов, которые находятся чаще всего в отдаленных от управлений МВД местах, пока неясно.
“Законопроект ставит масштабные задачи, которые, тем не менее, должны быть решены в довольно короткие сроки. Сам закон вступает в силу 1 октября 2024 года, но средства размещения, которые сейчас не подпадают под классификацию, вправе осуществлять свою деятельность без реестра до 1 января 2025 года. Так как успеть довольно трудно, то и предлагается механизм упрощенной “самооценки”, который позволяет внести организацию в реестр и работать на легальных основаниях”, — уточнил Мохов.
Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, инициатива направлена на повышение качества услуг, совершенствование государственного контроля в сфере туристской деятельности, обеспечение равных конкурентных условий для всех участников рынка.