Публикуем главное из аналитического доклада «Агентства Маркет Гайд» и комментарии с дискуссии на ПМЭФ.
Предварительные подсчеты показали: в первом полугодии Санкт-Петербург примет на 32% больше гостей, чем за аналогичный период 2021 года. Чаще приезжают жители Москвы и Московской области, чему способствуют высокий доход и удобное транспортное сообщение. Об этом на сессии «Туризм как фактор влияния на имидж, социально-экономическое развитие и инвестиционную привлекательность региона» рассказала директор исследовательской компании «Маркет Гайд» Юлия Кислова.
Благодаря активности москвичей туринфраструктура культурной столицы России наполняется, что помогает ей пережить период резкого снижения количества иностранцев. К тому же примерно на 13% выросли траты российских туристов: больше денег уходит на питание, посещение достопримечательностей, сувениры и транспорт. По данным всероссийского социологического исследования, каждый россиянин, приезжающий в Питер, тратит в среднем 36 тыс. руб. Это с учетом расходов на проезд и проживание.
Однако есть и тревожные тенденции. Если в 2019 году иностранные гости занимали 37% мест, то в 2022-м их доля снизилась до ничтожных 0,19%. При этом средняя загрузка брендированных гостиниц упала с 70 до 52%. Получается, что полностью импортозаместиться туристической сфере Санкт-Петербурга не удается. Город потерял самую платежеспособную иностранную аудиторию (каждый гость из-за рубежа в 2021 году тратил 96–97 тыс. руб. – Ред.), а растущий внутренний турпоток проходит мимо отелей, так как гости из других регионов зачастую останавливаются в Питере у друзей и родственников или на квартирах, которые сдают посуточно предприимчивые горожане.
«В условиях нестабильной внешнеэкономической ситуации, снижения доходов населения, роста инфляции российские туристы выбирают более экономичные места размещения при совершении поездок», – говорит Юлия Кислова.
Это плохо как для гостиничного бизнеса, который не зарабатывает и не имеет возможности вкладываться в обновление и развитие, так и для города в целом, ведь основной объем налоговых поступлений в туризме формируют именно средства размещения.
Эксперты определили два сценария развития туризма в этом году. Базовый подразумевает, что общее количество прибывших туристов останется в пределах показателей прошлого года – 6 млн. Так как гостиницы загружены лишь на 50%, это приведет к постепенному ветшанию номерного фонда, неполной востребованности инфраструктуры и ухудшению ситуации на рынке в целом. Не исключают и позитивный сценарий, при котором в 2022-м город примет 7–8 млн туристов, в основном конечно за счет внутреннего туризма, а загрузка увеличится до 55–60%. Этот вариант требует активной информационно-маркетинговой кампании, а также предоставления бизнесу налоговых преференций на федеральном и региональном уровнях.
По словам Юлии Кисловой, положительную роль сыграет рост активности организаторов деловых мероприятий, так как спрос на их проведение в Питере растет. Надежды возлагают также на осенний этап программы туристического кешбэка. Сейчас Санкт-Петербург имеет шанс привлечь больше туристов, так как выбор направлений для культурно-познавательного туризма сократился – Европа стала практически недоступной. «Санкт-Петербург может стать одним из главных бенефициаров туристического сезона 2022 года», – подытожила свое выступление на ПМЭФ Юлия Кислова.
И все-таки многое будет зависеть от того, удастся ли привлечь туристов из-за рубежа. Перспективными считаются рынки Индии, Вьетнама, Южной Кореи, а также арабских стран и Турции. По словам руководителя Комитета по туризму Санкт-Петербурга Сергея Корнеева, иностранцы приезжают в город и сейчас, но нужно упрощать режим въезда: «Любые действия по либерализации визового режима сейчас пошли бы на пользу».