В своей авторской колонке эксперт Российского союза туриндустрии на Северо-Западе, директор агентства путешествий «ЭКЛЕКТИКА» Игорь Воеводский делится впечатлениями по итогам воркшопа «Лицом к лицу», проходившего в Санкт-Петербурге 5-6 декабря 2022 года.
Первый день нетворкинга «Лицом к лицу» оказался и продуктивным и временами бурным. Первая половина дня проходила, как во всех воркшопах, с чинным сидением за столами и неспешными разговорами. Мы продвигали наши курсы экскурсоводов — «Школу авторских экскурсий Игоря Воеводского». И она вызвала неподдельный интерес.
Во второй половине дня название «Лицом к лицу» воплотили буквально: два ряда кресел с представителями гостиниц и музеев поставили лицом к залу, наполненному туроператорами и экскурсоводами. Большая часть разговора была конструктивной, посвященной обсуждению спеццен для туроператоров и возможности бесплатного посещения в рамках инфотуров.
Не обошлось без взаимных упреков. Музейщики рассказали о заявках на инфотуры в высокие даты, которые туркомпании умудрялись присылать едва ли не в последний момент. Туроператор — о более низких ценах на сайтах гостиниц, чем те, что были согласованы для них. Но разговор был доверительным и конструктивным. Отельеры обещали вести себя более гибко.
Выступление гидов, справедливо упрекнувших Царское Село в нелогичности ввода запрета работать на русском языке уже после оплаты продления удостоверений, вылилось в безобразную сцену, которая никак не способствовала решению проблемы. Полагаю, разговор надо вести иначе. Обращаться в РСТ и Комитет по развитию туризма. А выбранный формат дискуссии только представляет гидов в самом невыгодном свете.
Завершением дня стала встреча экспертов с председателем КРТ Санкт-Петербурга С.Е. Корнеевым. Она прошла в абсолютно неформальном ключе. Разговор получился интересным и информативным. Говорили о недостаточной информированности, разобщенности, отсутствии единого общего канала информации. Сергей Евгеньевич предложил варианты решения этой проблемы, а также предложил создать совместный продукт туроператоров, отельеров и музеев для привлечения туристов в низкий сезон. И было принято общее решение собрать сначала предложения, а затем встретиться для обсуждения конкретных предложений.
Второй день воркшопа был особенно интересен экскурсоводам, так как был посвящён авторским экскурсиям. В первой половине дня все участники отправились на экскурсии. Нам были предложены программы призеров конкурса «Туристическая витрина Петербурга 2022». (Полный список экскурсий, предложенных для тест-драйва, можно найти на сайте воркшопа workshopspb.ru.)
Почти непрерывный снегопад не стал помехой ни для автобусных, ни для пешеходных экскурсий. Собравшись в зале для обсуждения во второй половине дня, участники практически всех экскурсий дали исключительно высокие оценки работе экскурсоводов. Модератор Татьяна Дмитрова тщетно призывала указать на какие-то недостатки. Эксперты их не находили и констатировали высокий уровень знания материала, отличное изложение и прекрасную организацию.
После столь приятного начала особенно интересной стала основная часть разговора. Татьяна Дмитрова попросила и экскурсоводов, и экспертов, и остальных участников высказать своё мнение о трендах развития авторских экскурсий. Идей было много. Если попытаться бегло их суммировать, можно выделить следующее:
- Авторские экскурсии в ближайшем будущем будут становиться всё более востребованными для индивидуалов и для экскурсантов, привыкших к поездкам по Европе.
- Экскурсии будут всё более интерактивными, будут включать различные кофейные паузы, обеды, посещение новых частных музеев, мастер-классы.
- Многие экскурсоводы говорили о необходимости быть готовым к диалогу с экскурсантами и к незапланированным изменениям в ходе экскурсии по желанию заказчиков.
Большой интересный вопрос, как включить авторские экскурсии программы больших туроператоров. Говорили о том, что автор экскурсии может, по тем или иным причинам, временно отказаться от работы, которую туроператоры планируют за достаточно большой срок. Значит в палитре турфирмы должны быть варианты полноценной замены другой авторской экскурсией.
Николай Иванов из группы компаний «Тари Тур» резонно возразил на моё замечание о том, что время больших экскурсионных групп ушло, и ориентироваться теперь нужно на индивидуалов и маленькие группы. Его коллеги из компаний «Свой ТС» и «Слетать.ру» говорили о том, что большие туроператоры, имеющие возможность предоставить максимально низкие цены и сохранить качество туров, по-прежнему набирают большие группы.
Пожалуй, одним из главных итогов состоявшегося воркшопа можно считать возникшее у всех понимание того, что турбизнес, вопреки сложному положению, остаётся жив. Все участники воркшопа говорили о том, что возможность пообщаться с коллегами, познакомиться с их новыми разработками была очень важна.
Хочу отметить великолепную организацию всего воркшопа, блестящую работу Татьяны Дмитровой и Юлии Асабиной.
Об авторе
Игорь Воеводский — создатель и бессменный директор Агентства путешествий «ЭКЛЕКТИКА», главный редактор Петербургского детского исторического журнала «АВТОБУС». Водил экскурсии для Тонино Гуэрры и Бенни Андерссона, министров России и стран Европы, известнейших российских киноактеров. До пандемии водил туры по всей Европе, а сейчас расширил географию своих туров по России. Первым в Петербурге стал указывать в рекламе экскурсий фамилию и имя экскурсовода.
*Позиция редакции может не совпадать с мнением авторов.