Россияне тратят на зарубежный тур в среднем $2,7 тыс.

Больше фингарантий, хороших и разных

Одним из изменений в новом отраслевом законе должно стать расширение видов финансовых гарантий для туроператоров. Их должно быть минимум пять-шесть, так как трех сейчас существующих вариантов мало, и это уже тормозит развитие отрасли. Об этом заявил вице-президент Российского союза туриндустрии, глава ассоциации «Турпомощь» Александр Осауленко.

Сейчас туроператоры по закону могут формировать фингарантии тремя способами: страхование ответственности, формирование фонда персональной ответственности (ФПО) при «Турпомощи» и банковская гарантия. При этом, по словам Осауленко, воспользоваться можно только одним видом, так как размер фингарантий «не делится», его нельзя распределить по трем видам страхования. Традиционно наиболее популярным видом фингарантий был договор со страховой компанией. Однако получить такую страховку с каждым годом все сложнее. Сейчас туроператоры чаще всего создают фонд персональной ответственности, куда отчисляется 7% от оборота компании за прошлый год. По словам Осауленко, их используют 62% членов «Турпомощи».

«Эффективность этого инструмента стала особенно очевидна в критический ковидный период. Но и сегодня ФПО остается основным механизмом финобеспечения компаний на фоне массовых отказов страховщиков от страхования турбизнеса, а также возрастающей финансовой нагрузки на туроператоров при заключении договоров страхования и банковской гарантии», – пояснил он RTN.

Тем не менее, по словам главы «Турпомощи», ФПО не могут быть основным решением для всех компаний, особенно крупных: «Крупные компании продолжают и оформлять фингарантии, и пополнять персональный фонд. Если у средних и мелких компаний ФПО в большинстве случаев уже сформирован и достиг необходимых 7% от оборота, то у крупных он сейчас в среднем не превышает 1-2%. Дело в том, что в 2020 году по предоставленной правительством льготе они платили не 1% от годового оборота, а 0,25%, а в 2021-2023 были вообще освобождены от взносов в ФПО», – сказал он.

Причем, как заметил собеседник, «всего лишь» 1-2% – это на деле сотни миллионов рублей, которые, если операторы наберут необходимые 7%, превратятся уже в миллиарды.

«И такие деньги изымаются из оборота, лежат фактически мертвым грузом, хотя могли бы работать на развитие, что особенно важно сейчас, когда отрасль восстанавливается. Правительство продлило льготу по фингарантиям до апреля 2024 года, но затем крупным компаниям придется вновь платить взносы в ФПО в полном объеме, а для некоторых это 300-500 млн рублей», – говорит Александр Осауленко.

Еще одна немаловажная деталь: не используются не только эти накопленные в ФПО суммы, но и проценты от них.

«В итоге получается парадоксальная ситуация. Фонды отдельных туроператоров наполнены уже не на 7% от оборота, а в некоторых случаях, благодаря процентам за эти годы, превысили этот лимит и достигли 12 и даже 20%. Тем не менее, изъять свои же собственные излишки из фонда и использовать их на развитие они также не могут», – заметил глава «Турпомощи».

По его словам, учитывая ситуацию, одно из предложений турбизнеса – оставить ФПО как институт фингарантий, но установить некий потолок накоплений, например, 350 млн рублей. Остальную сумму, необходимую на случай банкротства компании, «добирать» за счет договора со страховщиком и других механизмов. «Это могут быть системы взаимного страхования, поручительство третьего лица, залог. Все эти формы предусмотрены Гражданским кодексом и используются в других сферах экономики. Они вполне могли бы применяться и в туризме», – полагает эксперт.

Поделитесь с друзьями:

Смотрите также

Туроператоры назвали главные риски для своего бизнеса 8

Туроператоры назвали главные риски для своего бизнеса

Главные проблемы для российских туроператоров сегодня – колебания курса рубля, платежи зарубежным партнерам, изъятие из …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *