В июне тысячи студентов-выпусников профильных туристических вузов по всей стране получают долгожданные дипломы — учеба завершена, пришло время начать профессиональный путь. Среди разнообразия туристических профессий одна из наиболее популярных — менеджер по туризму. RTourNews.ru решил помочь начинающим специалистам и рассказать, как достигнуть вершин в турбизнесе и стать успешным турагентом.
Вы удивитесь, но найти работу менеджера по туризму не так-то просто. Как правило, в турфирмах требуют от соискателей опыта работы, но где его взять, если работодатели один за другим отказывают? Если есть необходимые задатки, а самое главное желание, для начала можно попробовать устроиться помощником менеджера. Да, придется какое-то время поработать «на подхвате», но зато можно получить столь необходимый опыт. Во многих турагентствах в начале высокого сезона предпочитают взять в штат одного-двух молодых сотрудников на перспективу. Многие нынешние успешные турагенты пришли в профессию именно так.
Бесконечные поиски работы уже позади. Вас, наконец, приняли в штат. Что дальше? Как разобраться в этом туризме, о котором так мечтал, но на самом деле не имеешь реального представления, куда ты попал. Мечты и реальная жизнь далеки друг от друга. Многих привлекает туристический бизнес по причине известного заблуждения, что рабочие будни менеджера состоят из постоянных поездок по миру. Да, менеджеры по туризму посещают рекламные туры, участвуют в туристических выставках, но это их работа. Попробуйте посмотреть двадцать, а то и больше отелей в день, та еще в невыносимую жару! Это Вам не лежать под пальмой с коктейлем в руке.
Часть новичков уходят с туризма после первого месяца работы. Одни говорят, что это не их хлеб. Другие, что не выдерживают сумасшедшего темпа туризма, нервы сдают, мозги кипят. И это хорошо, происходит естественный отбор. Слабые уходят, остаются только те, кому туризм интересен и эта работа его призвание.
Простые, но важные советы для начинающего менеджера по туризму.
Учиться, учиться и еще раз учиться! Какое бы у Вас не было высшее образование, профильное или нет, Вам придется учиться. Впитывайте всю важную и необходимую информацию для работы. Учитесь у менеджеров компании, руководства, иностранных партнеров. Особенно Вам повезет, если вы попадете в дружный коллектив, где все друг друга поддерживают, а не готовы съесть. Повышайте свой профессиональный уровень: читайте журналы, книги, статьи на туристическую тематику, сидите на туристических сайтах.
Рекламные туры нужны как воздух, тем менеджерам, которые работают на отправку туристов за границу. Часто менеджеров не отпускают в рекламные туры или не хотят отправлять бесплатно. В последнем случае – отправляйтесь в рабочую поездку за свои деньги. В части туркомпаний сотрудников наоборот отправляют в рекламники несколько раз в год чуть ли не принудительно, часто оплачивают при этом половину стоимости тура. Куда бы Вы ни устроились, запомните, если не ездить в fam-трипы и не смотреть объекты, которые Вы продаете, то в итоге сложится такая ситуация, что Ваши туристы будут знать в несколько раз больше, чем Вы.
Посещайте разные туристические тренинги, семинары, выставки, воркшопы. Путешествуйте самостоятельно. «Обрастайте» туристами. Главный пункт, без которого невозможен туристический бизнес, это туристы. Сразу они не упадут Вам с неба, как манна небесная. Работайте с базой туристов компании, а со временем будут появляться новые, которые начнут приходить именно к Вам. Ищите и привлекайте их сами.
Качества и знания, которые помогут в работе начинающему менеджеру по туризму
Менеджер по туризму — это тонкий психолог. Он должен уметь хорошо разбираться в людях. Часто турист сам не знает, чего хочет: «Хочу туда, не знаю куда». Задача менеджера выяснять потребность туриста и предложить именно то, что ему нужно на данный момент, учитывая его возможности.
Кроме того, работать в индустрии туризма сможет только коммуникабельный человек. Менеджер по туризму работает с большим потоком людей. Каждый турист будет требовать максимум внимания и задавать море вопросов. Ваша задача — это найти подход ко всем. Сделать все возможное, чтобы как можно больше туристов стали постоянными.
Знание иностранных языков. Это не значит, что Вы должны быть полиглотом, но знать как минимум английский язык на разговорном уровне обязаны. А иначе, как вы будете вести переписку или переговоры с иностранными партнерами.
И последний совет: учитесь слушать своих туристов, будьте терпимы к ним и внимательны ко всем деталям!