Несколько индексаций тарифов, проведенных за последние два года, привели к росту билетов на поезда на треть. Вырос и заявочный сбор для организованной перевозки, что напрямую влияет на стоимость туров, рассказала глава комиссии по железнодорожному транспорту РСТ Сусанна Старцева.
«Железнодорожные тарифы в плацкартных и общих вагонах индексируют каждый год на уровне не выше инфляции. Обычно это 4% и раз в году. Но в 2022 году проиндексировали несколько раз. За год тарифы в итоге были увеличены на 10,8%. С 1 января 2023 года проиндексировали на 8,1%, плюс с 1 декабря 2023 года еще на 10,75%. Соответственно, за два года мы имеем рост тарифов более чем на 30%», — сказала она.
По данным Минэкономразвития, в последующие годы тарифы пассажирских перевозок будут расти менее заметными темпами – планируется, что они вырастут на 7,5% с 1 января 2025 года.
«ФАС заявляет, что эта мера позволит обновить подвижной пассажирский состав. Туроператоры надеются, что обновление коснется, в первую очередь, плацкартных вагонов. В ноябре 2022 года правительство одобрило инвестпрограмму РЖД на 2023 год объемом более 1 трлн рублей, из них 15 млрд – на приобретение 225 пассажирских вагонов», — пояснила представитель РСТ.
При этом произошла индексация не только тарифов, но и сборов, и платы за услуги в сфере пассажирских перевозок в дальнем следовании и пригородном сообщении.
«Подорожал так называемый «заявочный сбор» по организованной перевозке, то есть именно тот сегмент, в котором работают туроператоры. По сравнению с летом 2022 года, рост на январь 2023 года составил 18,9%. Плюс применяется график сезонности, когда в периоды повышенного потребительского спроса, совпадающие у перевозчиков и туроператоров, стоимость вырастет еще на 20%. Напрашивается вывод, что упор делается на индивидуальный самостоятельный туризм, на котором не сказываются групповые сборы и платы за услуги. Хотя, на наш взгляд, при нынешнем активном подходе государства к развитию внутреннего туризма, надо было бы наоборот говорить о сокращении сборов и плат за услуги, как было в период пандемии, когда сбор за возврат билета удалось сократить почти на 100%», — рассказала глава комиссии РСТ по железнодорожному транспорту.
По ее словам, Минтранс устанавливает только предельный тариф, а перевозчики имеют право устанавливать их ниже предельной стоимости.
«Мне кажется, мы можем обратиться к железнодорожным перевозчикам, прежде всего, к самому крупному, то есть ФПК, с предложением воспользоваться этим правом и предоставлять групповым пассажирам скидки на проезд в плацкарте, чтобы стоимость оставалась доступной. Хочу отметить также, что рост тарифа на плацкарту неизбежно отражается и на стоимости купейного сегмента», — подчеркивает эксперт.
Старцева напомнила, что на железнодорожные билеты в купейном сегменте действует динамическое ценообразование, когда цены формируются в зависимости от спроса.
«Учитывая, что многие аэропорты до сих пор закрыты, мы наблюдаем «вынужденный» спрос, который никак нельзя полностью считать рыночным, а это значит, что купе станут дорогими для пассажиров, и они предпочтут плацкартный сегмент. Соответственно, проблема с доступностью мест для туристических групп встанет для нас опять очень остро», — пояснила она.
По словам эксперта, комиссия РСТ по железнодорожному транспорту подготовила проект письма в ФАС от имени объединения, в котором выразила озабоченность ситуацией с групповой перевозкой.
«Фактически для туроператоров создается барьер в организации доступной и качественной железнодорожной туристической перевозки внутри России», — резюмировала представитель РСТ.
По данным РЖД, на перевозки пассажиров в дальнем следовании в плацкартных и общих вагонах приходится две трети общего объема пассажирских железнодорожных перевозок в России.