Выдача российских сертификатов летной годности позволит авиакомпаниям сохранить парк иностранных самолетов, сообщает RATA-news.
Президент РФ Владимир Путин подписал закон, который дает возможность регистрировать в России права на иностранные самолеты, находящиеся в лизинге у российских компаний. Также закон разрешает выдавать отечественные сертификаты летной годности. Документ опубликован на официальном портале правовой информации.
В частности, авиакомпания Utair уже перевела в отечественный реестр 50 самолетов, которые выполняют рейсы по маршрутной сети внутри страны и за рубежом. Тем самым перевозчик завершил процесс перерегистрации, начатый еще в прошлом году.
Правительство 10 марта предложило регистрировать в России права на самолеты в лизинге, а также внесло соответствующий документ в Госдуму. Сертификация гражданских воздушных судов будет проходить с привлечением сертификационных центров и испытательных лабораторий, требования к которым определит Минтранс.
По данным Минтранса на 11 марта, российские авиакомпании эксплуатируют 1367 самолетов, из них в иностранных реестрах зарегистрированы больше половины – 739.
Накануне Управление гражданской авиации Бермудских островов (Bermuda Civil Aviation Authority, BCAA) сообщило, что российские авиакомпании, в парке которых есть зарегистрированные на Бермудах лайнеры, не смогут летать на них после 2:59 мск 13 марта. Действие сертификатов летной годности этих воздушных судов, без которых самолет не допускается к эксплуатации, было приостановлено из-за международных санкций против авиационного сектора России.
По данным на 24 февраля, у российских перевозчиков было 768 зарегистрированных на Бермудах самолетов. В первую очередь это воздушные суда Airbus и Boeing, принадлежащие иностранным лизинговым компаниям. Такие самолеты используют ключевые российские перевозчики, включая группу «Аэрофлот», S7, «Уральские авиалинии» и Utair
Поправки, внесенные в Воздушный кодекс РФ и ряд законодательных актов, позволяют российским авиакомпаниям сохранить парк иностранных воздушных судов и дают возможность эксплуатировать самолеты на внутренних линиях. Тем не менее, по словам авиаэксперта Романа Гусарова, если всю технику перерегистрируют в России, то ограничения перестанут действовать и на международные полеты.
Обычно самолеты регистрируются в той стране, где находится перевозчик. Но исторически сложилось так, что 95% нашего авиапарка зарегистрировано в Ирландии и на Багамах. При регистрации в России перевозчикам пришлось бы платить повышенный процент за аренду. Естественно, бизнес этого делать не хотел. «Нынешние западные санкции запрещают самолетам наших компаний летать за пределы России. Запрет вводят страны, в которых наши самолеты зарегистрированы. Если всю технику перерегистрируют у нас, то ограничения на международные полеты уже не будут действовать», – пояснил эксперт.
При этом российские авиакомпании по-прежнему будут платить за лизинг самолетов. То есть, ни о какой национализации речь не идет, меняется лишь место регистрации судна. Теоретически лизинговая компания может запретить перерегистрацию, но только если это специально предусмотрено в договоре аренды самолетов. «Но они так вряд ли поступят. В России в лизинге около 700 бортов общей стоимостью $70 млрд. долларов. Если мы их просто вернем назад, то бизнес на западе банально разорится. Быстро найти новых покупателей на такое количество самолетов невозможно», – полагает г-н Гусаров.