Роспотребнадзор проинформировал потребителей туристских услуг в связи с проблемами, возникшими у ряда российских туроператоров из-за невозможности авиакомпании «Трансаэро» осуществлять перевозку в полном объеме.
Ведомство напомнило, что основные права туристов определены законом об основах туристской деятельности. К их числу относится право туриста на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации турпродукта туроператором или турагентом. Закон также регулирует туроператорскую деятельность. Ее осуществление в РФ допускается только юрлицом и лишь при наличии у него соответствующего финобеспечения: договора страхования ответственности либо банковской гарантии. Основанием для выплат является факт установления обязанности туроператора возместить туристу реальный ущерб. Неисполнение обязательств по оказанию туристу услуг по перевозке признается существенным нарушением условий договора.
Роспотребнадзор отметил, ответственность перед туристом за качество исполнения обязательств по договору о реализации турпродукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени, несет туроператор. Если туроператор не представляет туристу (оплатившему договор полностью) подтверждения оказания каких-либо услуг, входящих в тур (авиабилеты или ваучер для размещения в гостинице), турист может требовать от туроператора оказания данных услуг в обязательном порядке либо возврата денег за весь договор полностью без штрафных санкций.
Ведомство отдельно подчеркнуло, что «как таковое опасение туриста по поводу того, что оплаченная им услуга не будет оказана, само по себе страховым случаем не является». Не относится данная причина и к существенным изменениям обстоятельств, из которых исходили стороны при заключении договора. Поэтому туристам необходимо дождаться даты начала тура и, только если оператор не выполнит свои обязательства, обратиться нему или к его финансовому гаранту за компенсацией.
Роспотребнадзор не забыл упомянуть о «Турпомощи» — объединении туроператоров в сфере выездного труизма, обеспечивающем оказание экстренной помощи туристам в случаях невозможности исполнения, неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации турпродукта. Ее телефоны «горячей линии» (495) 981-51-49 и 8-800-100-41-94 работают круглосуточно.
В то же время у туриста, уже заключившего договор туроператором, есть гарантированное право расторгнуть его в одностороннем порядке до начала путешествия при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Ранее RTourNews.ru сообщал о договоренностях, достигнутых между «Аэрофлотом», который осуществляет операционный контроль над находящейся в предбанкротном состоянии авиакомпанией «Трансаэро», и туроператором «Библио Глобус», который является кредитором перевозчика, о том, что чартерная перевозка клиентов туристской компании будет осуществляться до 25 октября. Также группа «Аэрофлот» предоставила «Библио Глобусу» три самолета Boeing 777 из парка «Оренбургских авиалиний» для выполнения полетных программ из Москвы в Шарм-эль-Шейх, Хургаду и Пунта-Кану до 15 декабря. Таким образом, по заявлению руководства туроператора, значительная часть туристов будет обеспечена перевозкой. Остальным клиентам обещан 100%-ный возврат, в случае если билеты, входящие в турпакет, еще не были выписаны.