Никогда не стрелявшая Царь-пушка, установленная на Ивановской площади Московского Кремля, занесена в Книгу рекордов Гиннесса как орудие с самым большим калибром – 890 мм. «Весу в пушке 2400 пудов (40 тонн), – сообщал Иван Забелин в издании „История города Москвы“ (1905). – Ее длина ‒ 7,5 аршина (5,3 м)». Бронзовый ствол пушки украшен литыми орнаментальными поясами, надписями и конной фигурой царя Федора Иоанновича, человека набожного и кроткого, в отличие от своего отца – Ивана Грозного. Но именно по велению Федора Иоанновича, как гласит одна из надписей, и «слита была сия пушка в преименитом и царьствующем граде Москве лета 7094 (1586) в третье лето государства его. Делал пушку пушечной литец Ондрей Чохов».
Знаменитый русский литейный мастер Андрей Чохов работал на протяжении 60 лет при правлении четырех русских государей. Он прославился не только как великолепный пушечный мастер, но и как замечательный литейщик колоколов. В этом году со дня его рождения исполняется 480 лет. Информация о мастере представлена в разделе «Выдающиеся учёные и изобретатели XVII века» проекта Президентской библиотеки «Великая Россия».
Считается, что Андрей Чохов родился в городе Муроме в 1545 году. Совсем юным поступил в учение к известному пушечному мастеру Кашперу Ганусову. В те годы в учениках на Пушечном дворе ходили по 10‒20 лет, и впервые имя Андрея Чохова как самостоятельного мастера встречается в 1568 году: «Пищаль (на Королевском проломе) медная… Лета 7076 (1568). Делал Кашперов ученик Андрей Чохов. Весом 43 пуда». Следующие по времени исполнения сохранившиеся пушки его работы свидетельствуют о нём как о вполне сложившемся мастере: так, на пушке 1577 года под названием «Единорог» написано: «Повелением царя Ивана Васильевича сделана сия пищаль Инрог лета семь тысяч восемьдесят пятого (1577), делал Андрей Чохов». Молодой литейщик стад одним из главных пушечных мастеров Ивана Грозного, артиллерия которого разрушала неприступные замки и крепости ливонских рыцарей. Он сконструировал и отлил большое количество пушек, часть из которых известна лишь по сохранившимся в архивах документам.
В период царствования Федора Ивановича помимо уже упоминавшейся Царь-пушки, Андреем Чоховым были отлиты в один год (темпы исключительные, принимая во внимание способ изготовления орудий в те времена) четыре огромные пушки: «Лев» (344 пуда), «Троил» (430 пудов), «Аспид» (370 пудов) и «Скоропея» (244 пуда). С того же, 1590 года оружейник занял ведущее место в московском Пушечном приказе.
Андрей Чохов заявил о себе не только как признанный мастер-литейщик, но и как изобретатель. Именно ему принадлежит изобретение скорострельной пушки, заряжающейся с казённой части и имеющей клиновидный затвор с вращающимся механизмом для быстрого открывания. В 1880 году известный пушечный «король» Фридрих Крупп, увидев чоховскую скорострельную пушку в Артиллерийском историческом музее в Санкт-Петербурге, пожелал приобрести экспонат – ведь изобретение пушки с клиновидным затвором приписывали ему, Круппу, и такой затвор на Западе до сих пор называют «крупповским». А оказалось, что русский мастер её изготовил ещё в XVII веке!
Всего за свою долгую службу мастер отлил не менее 27 крупных орудий.
Чохов был также и непревзойденным колокольным мастером своего времени. Полагают, что колокольному литью Чохов учился у мастера Луки или у Ивана Афанасьева. Начинал уже тогда знаменитый пушечный мастер с небольших колоколов, но быстро преуспел и в этом деле: в 1594 году он отлил для Троице-Сергиевой лавры колокол «Лебедь» весом 625 пудов, а пятью годами позже тоже для Лавры отлил «Годуновский» колокол весом 1850 пудов (колокол был разбит в 1930 году). В 1600 году Чохов отлил второй «Годуновский» колокол, теперь уже для Московского Кремля. Этот колокол весом 2450 пудов, который называют первым Царем-колоколом, погиб в одном из пожаров середины XVIII столетия и был несколько раз перелит, последний раз ‒ Михаилом Моториным. Именно Царь-колокол Моторина и находится сейчас в Кремле, рядом с Царь-пушкой Андрея Чохова. Кроме того, Андрей Чохов отлил для Московского Кремля еще несколько колоколов. Один из красивейших, который дошел до наших дней, – колокол «Реут» на Успенской звоннице.
Последнее упоминание о Чохове относится к 1629 году, который и считается годом его смерти. Указом Петра I орудия Чохова были сохранены от переливки как замечательные памятники русского литейного искусства, а захваченные шведами пищали Чохова по его же указу выкуплены в 1723 году.
Работы Андрея Чохова можно и сейчас видеть в Московском Кремле, в Военно-историческом музее артиллерии, инженерных войск и войск связи в Санкт-Петербурге, а голоса его колоколов – услышать в колокольных звонах Московского Кремля и Троице-Сергиевой лавры.