Развитию организованного детского туризма в России мешает целый комплекс проблем, связанных с нормативной базой, требованиями к перевозке детей, ростом цен и множеством других вопросов. Все они находятся в ведении различных министерств и ведомств, поэтому для решения проблем детского туризма необходимо создать при правительстве РФ координационный центр. Об этом заявила на пресс-конференции в Москве руководитель комитета РСТ по детскому, молодежному и семейному туризму Марина Лабутина.
«Подавляющее большинство детских организованных экскурсионных туров – это поездки на 1-3 дня. На многодневные, от 4 дней, приходится в общем объеме не более 7%. В этом году мы видим рост бронирований, что не удивительно в год 80-летия Победы. Патриотическая тема пользуется интересом, находит понимание и у родителей, и у детей. К сожалению, с ценами история довольно печальная. Если мы сравниваем, например, с 2022 годом, то рост стоимости детских путешествий составляет в среднем не менее 56%, а если взять регионы Сибири, то даже больше», — сказала она.
По словам эксперта, цены растут, несмотря на предоставляемые правительством льготы.
«Мы очень благодарны правительству и РЖД за то, что для детей введена субсидия на проезд. Раньше у нас только школьники получали в определенное время скидку в 50% на билеты, сейчас ее получают дети до 18 лет независимо от того, учатся они в техникуме или школе. Но одновременно стремительно сокращается количество плацкартных вагонов, а эта льгота предоставляется только на обычные поезда и плацкартные вагоны. И если мы решим взять детям билеты в купейный вагон, то получим скидку не со стоимости купе, а со стоимости плацкарты, которая автоматически входит в купейный билет. Билет в купе стоит, для примера, 5 тыс. рублей, плацкартного – 2,3 тыс., и именно на 2,3 тыс. мы получаем скидку в 50%, а не на весь билет. При этом цена билета занимает очень большой процент стоимости всего турпакета», — уточнила эксперт.
Идет также сокращение числа вагонов-ресторанов, и это тоже негативно влияет на детский организованный туризм – при их отсутствии туроператорам не продают групповые билеты: по требованию Роспотребнадзора, если дорога продолжается дольше определенного количества времени, детей надо кормить горячей пищей, а практически любой тур по России – это почти всегда 24 часа.
«Эти нормы принимались ради безопасности детского туризма, как и требование иметь медика с детской группой в поезде, но на практике они не делают его безопаснее, а просто повышают стоимость. Услуги медика стоят недешево. При этом есть сопровождающий с детьми, проезд которого также оплачивается за счет родителей. Он едет работать, ему оплачивают питание, проживание, те же самые экскурсии, потому что он должен быть с детьми везде. Например, на группу из 24 маленьких детей должно быть трое взрослых-сопровождающих, если дети постарше – двое. Все это неизбежно сказывается на общей цене», — пояснила Лабутина.
В итоге если в 2022 году однодневный детский тур стоил 1-2,5 тыс. рублей с учетом автобуса, питания, то сейчас он стоит уже до 3 тыс. рублей. А если включаются такие дорогие и очень интересные для детей объекты показа, как, например, Сколково, то стоимость доходит до 4 тыс. Один из самых популярных туров – трехдневная поездка. Например, из Екатеринбурга в Москву или Санкт-Петербург в 2022 году она стоила от 12 до 22 тыс. рублей, сейчас – 18-28 тыс. И это стартовые позиции, уточнила Лабутина.
Большие проблемы с автобусной перевозкой для детей, не хватает водителей – они уходят с этой хлопотной работы на более спокойную и лучше оплачиваемую, где их не останавливает ГИБДД на каждом углу. Соответственно транспортники повышают оплату водителей, профессионалов, тем самым поднимается и стоимость услуг.
«Весь этот комплекс накопившихся проблем, на мой взгляд, нужно решать кардинально. И работать в этом направлении совместно с Минобразования, Минтрансом, железной дорогой. По сути, нам нужен координационный совет по детскому туризму при правительстве. Когда все собираются в одном месте, понимая, как решения одних мешают реализации планов других, то дело ускоряется. Когда-то, до ковида, такой совет у нас был, и работал эффективно. И сейчас он нам нужен, как воздух. Понятно, что есть рабочие группы по каким-то отраслевым вопросам, но их недостаточно – нужен постоянно действующий орган», — полагает представитель РСТ.
Марина Лабутина добавила, что координационный совет мог бы дать толчок и развитию такого важного направления детского туризма, как научно-популярный.
«Концепция развития научно-популярного туризма написана еще в 2022 году, но пока его тормозят сложности с организаций экскурсий на предприятия. Чаще всего или в научной лаборатории нет штатного экскурсовода, или, как в единственном в России криохранилище генетического материала редких рыб в Дмитрове, нет возможности принимать большие группы. А детская группа рентабельна для нас и доступна родителям по деньгам только при численности от 30 человек. И если мы действительно хотим открывать школьникам науку, доносить до них, что делают наши ученые, какие есть в стране достижения, без координационного совета нам не обойтись», — заключила Лабутина.