В Санкт-Петербурге состоялось общее собрание Северо-Западного регионального отделения Российского Союза Туристской Индустрии, участники которого подвели итоги речной навигации 2015.
Как сообщил руководитель Комиссии по водному туризму СЗРО РСТ Сергей Акуленко, в 2015 году пассажиропоток компаний, входящих в Ассоциацию владельцев пассажирских судов, снизился с 1 млн. 360 тыс. до 1 млн. 250 тыс. человек. На 40% упало количество судозаходов в туристической деревне Верхние Мандроги, музей-заповедник «Кижи» также фиксирует понижение — с 581 захода в прошлом году до 435 в текущем. В то же время число посетителей осталось в Кижах прежним — 161 тыс. человек за навигацию.
Одна из главных тенденций, отмеченных водными перевозчиками, — рост числа туристов из арабских стран и Китая. В связи с этим, к примеру, впервые в числе предложений судоходной компании «Астра Марин» появились экскурсии по рекам и каналам Санкт-Петербурга на китайском языке.
О состоянии причальной инфраструктуры в городе собравшимся рассказал замдиректора СПб ГКУ «Агентство внешнего транспорта» Владимир Родионов. На сегодняшний день в Санкт-Петербурге 286 спусков к воде, 147 из них расположены на внутренних водных путях РФ, 139 — на водных путях Санкт-Петербурга. В ведении Агентства находятся стационарный причал на набережной Макарова и 54 железобетонных понтона, из которых 24 было задействовано в этом году для организации причальной инфраструктуры.
«В рамках программы «Городские причалы Санкт-Петербурга» в 2014 г. установлено 4 причала общего доступа, в 2015 г. — 8 причалов, в следующем году планируем ввести в эксплуатацию до 12 причалов. В эту навигацию к городским причальным сооружениям было осуществлено свыше 5,5 тыс. причаливаний, — заметил Владимир Родионов. — В планах, к примеру, — установка общедоступных причалов в районе Храма Спаса-на-Крови и у Медного всадника».
Проблему безопасности посадки/высадки туристов подняла генеральный директор туроператорской компании «Арктур Трэвел» Елена Мальченок: зафиксированы случаи их падения в воду, пускай не массовые и без драматического исхода. Однако каждый такой инцидент может стоить туркомпании до $100 тыс. в суде. Владимир Родионов парировал, что причалы соответствуют требованиям Речного регистра, а ответственность за такие происшествия несет капитан судна, и у его Агентства нет в данном случае контрольных полномочий. Однако в кулуарах собрания эксперты выразили несогласие с его позицией. Возможным решением могло бы стать создание рабочей группы и совместная инспекционная поездка по наиболее «травмоопасным» причалам, которая помогла бы установить, содержатся ли они в надлежащем состоянии, считают в СЗРО РСТ.
Туристское сообщество в очередной раз выразило глубокую обеспокоенность тем, что «водная столица России» Санкт-Петербург лишена Речного вокзала. Администрация города это осознает и ведет работу над тем, чтобы перевести территорию из федерального в городское ведение, чтобы начать проектирование и строительство. Но процесс, к сожалению, вряд ли окажется быстрым, что, конечно, негативно влияет на число пассажиров речных круизов.
Павел Румянцев, специально для RTourNews.ru