Главные проблемы для российских туроператоров сегодня – колебания курса рубля, платежи зарубежным партнерам, изъятие из оборота средств для пополнения фондов страхования ответственности и отсутствие возможности вернуть их обратно. О том, как справляется с этими вызовами бизнес, шла речь на втором Международном конгрессе туроператоров в Минске.
Главным фактором риска работы на выездном рынке назван слабеющий рубль, который выступает не только серьезным стрессовым фактором для туристов, но неизбежно ведет к подорожанию услуг и, как следствие, падению продаж. Еще одна проблема – усложнение платежей зарубежным партнерам.
Объем международной авиаперевозки вырос на 40% за последний год, это несомненный плюс, который стабилизирует цены на выездном рынке. Но одновременно продолжается усложнение системы взаимных платежей с зарубежными партнерами, которое дает удорожание продукта на 9-10%, и это нивелирует снижение стоимости перевозки, подсчитали эксперты.
Кроме того туроператоры, которые работают на выездном рынке, несут серьезные расходы по наполнению страховых фондов «Турпомощи». Изымая на это большие средства, компании не вкладывают их в развитие бизнеса. Это серьезная проблема, которую не решить отдельными точечными мерами, как, например, льготы правительства на выплату взносов. Решение проблемы лежит в другой плоскости, и требует консолидации всего турсообщества.
Гарантийная нагрузка на туроператоров такова, что «рубит» малый и средний бизнес. Расходы непомерны и для крупного бизнеса.
Существующий механизм финансовых гарантий в принципе работает, но вынуждает туроператоров замораживать деньги в фонде «Турпомощи». При этом от управления накопленными средствами растет процент, но компании его использовать не могут. Для тех туроператоров, которые по итогу года имеют объем выездных туров меньше, чем сформированный ранее ФПО в размере 7%, отсутствует механизм по возвращению излишка. На это обратили внимание представители РСТ — Северо-Запад, принимавшие участие в конгрессе. Было бы справедливо регламентировать процедуру по возврату сверхнормативных фингарантий, сохранив существующий механизм ежеквартального отчета и пополнения ФПО.
Среди проблем работы на внутреннем рынке эксперты назвали нехватку номерного фонда на основных курортах страны, старение этого фонда и подорожание гостиничных услуг. В создавшейся ситуации есть и свой плюс. Туроператоры сейчас довольно креативно диверсифицируют продукт – кто-то организует туры на круизном лайнере, кто-то – на поезде. И это идет на пользу развитию туризма.