В Сибири сразу два судебных процесса по факту неисполнения скандальным туроператором обязательств перед туристами завершились взысканием денежных компенсаций с турагентов.
Как сообщает ИА «Банкфакс», разбирательства проходили в Железнодорожном районном суде Барнаула примерно в одно время и закончились в начале апреля. Первой о своем суде рассказала Ольга Шумова, которая вместе с семьей должна была полететь в начале января на остров Хайнань. По словам собеседницы, 13 декабря 2018 года турагент «Путевка маркет», у которого и был приобретен тур, написал ей, что рейс на запланированную дату отменяется, но есть возможность перебронировать его на более поздние сроки или подать заявление об аннуляции тура, после чего в течение 30 дней деньги за нереализованную путевку должны были вернуть. Шумова выбрала второй вариант, но деньги так и не получила. Отметим, что турагент сообщил об отмене рейса на следующий день после того, как компания «Жемчужная река» была исключена из реестра туроператоров.
Как рассказывает собеседница, турагентство не давало никаких объяснений. «По телевизору еще в конце ноября показывали, что у туристов в Китае проблемы. Когда я звонила в агентство, мне говорили, что меня это не касается и проблемы не с туроператором, а с авиаперевозчиком. Меня до последнего убеждали, что все будет хорошо. Все, информацию я получала из СМИ», — говорит Ольга Шумова. В итоге из-за несостоявшейся поездки ее семья потеряла 199 тысяч рублей.
Чтобы вернуть потерянные деньги, в начале января она подала иск в барнаульский суд к турагенству, так как туроператор в договоре на покупку путевки указан не был. Заседания проходили с начала февраля до начала апреля. Согласно карточке судебного дела, интересы Ольги защищал юрист Алтайской региональной общественной организации «Защита прав потребителей». Третьими лицами по делу выступали туроператор «Тревел Дизайнерс», работавший под брендом «Жемчужной реки», и страховая компания «Орбита», в которой были застрахованы туры.
Как рассказывает Ольга Шумова, по итогам разбирательства суд встал на ее сторону и по решению турагентство должно вернуть полную сумму путевки. Также по ее словам, оно должно выплатить пеню — более 5 тысяч рублей, моральную компенсацию — 10 тысяч рублей и более 50 тысяч рублей штрафа в пользу Ольги и такую же сумму в пользу общественной организации. Однако турагенство вправе оспорить это решение.
В целом, несостоявшаяся туристка довольна таких исходом, но на это разбирательство ушло много сил и энергии. «Лучше бы это все решилось миром, чтобы не тратить на это время и нервы. Но зато у меня есть шанс вернуть свое», — в завершении сказала Ольга.
Другой жительнице Барнаула Нине Логиновой также удалось доказать свою правоту. Как и многие другие пострадавшие, она купила тур на Хайнань, но ее отпуск не состоялся. Таким образом Нина потеряла 85 тысяч рублей и, чтобы их вернуть, обратилась в суд. Интересно, что по образованию она юрист, поэтому сама вела свое дело от начала и до конца. «Все не так просто с взысканием денег с турагента. Заявлялось не просто требование о возмещении убытков, а требование о признании договора незаключенным», — пояснила собеседница.
Иск она подавала к турагентству «Бархатный сезон» В качестве третьих лиц по делу, как и в первом случае, проходили СК «Орбита» и «Тревел Дизайнерс», к ним добавилось ООО «Геркулес Трэвел», также аффилированная с «Жемчужной рекой» компания.
С помощью выбранной стратегии Нине Логиновой удалось добиться того, что суд принял решение взыскать полную сумму тура, а также проценты за пользование чужими денежными средствами, компенсацию за моральный вред и штраф — в общей сложности около 130 тысяч рублей. Однако это решение также еще может быть обжаловано.
Как отмечает Логинова, дело было непростым. Ей пришлось изучить множество документов и огромный пласт законодательства. «Было установлено, что турагент допустил ошибки при составлении договора, что и позволило победить. Многие агенты уверены, что они ни за что не отвечают, и что они защищены Федеральным законом об основах туристической деятельности, но это не так», — поясняет собеседница. Она считает, что в ситуации с «Жемчужной рекой» пострадали не только туристы, но и турагенты, а также вся отрасль туристических услуг в целом.
По ее словам, агенты тоже многое потеряли в этой ситуации. Как говорит Нина Логинова, она бы не хотела навредить турагентсву, ведь теперь оно пострадало даже больше, чем она из-за штрафов и оплаты услуг юристов. Собеседница уточнила, что можно было бы попытаться подать в суд непосредственно на туроператора, но если дело и будет выиграно, то денег уже не вернут — на руках будет только судебное решение и исполнительный лист, так как «Жемчужная река» находится в стадии банкротства.
Нина Логинова считает, что эта ситуация вскрыла серьезные проблемы в законодательстве. В нем имеются лазейки в части страховки туров и ограниченной ответственности агента. Также не защищены и сами туристы. Обращает на себя внимание то, что ответственность понесли те, кто продал туры, а не сама «Жемчужная река». «Пока все останется в нынешнем виде, ситуации как с «Жемчужной рекой» будут повторяться, и никто не знает, с каким туроператором это случится в следующий раз», — утверждает туристка.
Ранее RTourNews.ru выведал, что 14% россиян за организацией отдыха обращаются в турагентства.