Однако услуги турагентств и операторов стали более востребованными, говорят в отрасли.
Только 30% российских потребителей в возрасте старше 16 лет доверяют туроператорам и турагентам в плане организации поездок. Это минимальное значение для тревел отрасли. Таковы данные исследования о потребительском доверии, проведенном аналитической компанией Ipsos.
При этом самый высокий рейтинг доверия получили транспортные услуги. Железнодорожным перевозчикам доверяют 55% опрошенных, 44% выразили доверия онлайн-агентствам и сервисам бронирования авиабилетов, 43% — авиакомпаниям, 41% — средствам размещения, и 38% — сервисам по бронированию их услуг.
В Ipsos отметили, что наибольший уровень доверия потребители выражают именно транспортному сектору, несмотря на массовые отмены и переносы рейсов. Логично, что железнодорожный транспорт в этих условиях получил наивысший рейтинг со стороны туристов.
При этом снижение доверия к турагентам и туроператорам в компании объясняют длительным кризисом на фоне пандемии коронавируса, который привел к крупным задолженностям перед туристами. По официальным оценкам Ростуризма, сумма обязательств в первые месяцы пандемии составила около 45 млрд рублей. К началу 2022 года ее удалось сократить до 6,5 млрд рублей.
В то же время, кризис в отрасли, вызванный введением западных санкций и ограничениями на международные полеты, привел к появлению новых неисполненных обязательств перед туристами на сумму, которая вполне сопоставима с «ковидными» долгами — около 40 млрд рублей. Это также могло привести к снижению доверия к рынку организованного туризма.
Данные опроса вызвали противоречивую реакцию у представителей турбизнеса, особенно у турагентов, пишет портал Profi.Travel. Так, по мнению опрошенных порталом экспертов, показатели опроса имеют мало общего с реальной картиной, когда операторы и турагентства стали одним из немногих способов отправиться на отдых с минимальными препятствиями.
«Услуги турагентства сейчас востребованы как никогда, и даже самостоятельные туристы все чаще это понимают, особенно за пределами Москвы, — считает вице-президент «Альянса туристических агентств» Алексан Мкртчян. — Возьмем простой пример с зарубежными авиакомпаниями: простому туристу сейчас сложно оплатить тур через интернет, а у агента такая возможность есть. Или вспомните одну крупную зарубежную авиакомпанию, которая сняла многие рейсы из России, и туристы часами стояли в очередях в офисы этого перевозчика, чтобы получить свои деньги. И хорошо еще, если офис находится не в другом городе! Но агент все это может сделать гораздо быстрее. Кроме того, агентства, которые сохранили возможность проводить трансграничные платежи, могут не только купить туристам билеты и оплатить отель, но и оплатить все экскурсии и билеты в поездке. У нас есть примеры, когда даже билеты в Лувр Абу-Даби туристы предпочитали покупать через своего агента».
Директор турагентства «Меридиан» и основатель сообщества профессионалов турбизнеса Radio Travel Анжела Галкина, в свою очередь, согласна с тем, что доверие к турбизнесу было подорвано. События последних нескольких лет, в том числе уход с рынка крупных туроператоров, клиенты которых смогли получить назад лишь небольшую долю от первоначальной стоимости тура, не могли не повлиять на настроения потребителей.
«Тем не менее, с цифрой 30% я не согласна: не совсем ясно кого опрашивали и пользовались ли эти люди когда-либо услугами турагентов. Но мой опыт показывает, что те, кто обращался ранее к агентам, и имеют сейчас желание и возможность путешествовать, продолжают обращаться к турагентам. Особенно когда это касается зарубежных поездок».