Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь» сообщает об основных изменениях Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», вступающих в силу с 3 сентября 2018 года.
1) Изменилось содержание термина «экстренная помощь» – действий по организации перевозки и размещения туриста, осуществляемой ассоциацией «Турпомощь». Ранее она предоставлялась в случае неисполнения туроператором обязательств по договору, а теперь условием экстренной помощи является прекращение деятельности туроператора.
Согласно абзацу 5 статьи 1 ФЗ от 24.11.1996 № 132-ФЗ экстренная помощь — действия по организации перевозки туриста из страны временного пребывания (оплата услуг по перевозке) и (или) иные действия (в том числе оплата услуг по размещению), осуществляемые объединением туроператоров в сфере выездного туризма в соответствии с настоящим Федеральным законом в случае неисполнения туроператором своих обязательств по договору о реализации туристского продукта в сфере выездного туризма в части неоказания полностью или частично туристу входящих в него услуг по перевозке и (или) размещению в связи с прекращением туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта.
2) В статье 4.1 список оснований для дисквалификации должностного лица туроператора сокращен на два пункта. В частности, дисквалификация не последует, если туроператор по своей инициативе подает заявление о прекращении деятельности, и в случае, когда сведения о компании удалили из реестра в связи с исключением ее из членов «Турпомощи».
Согласно абзацу 5 части 3 статьи 4.1. ФЗ от 24.11.1996 № 132-ФЗ отсутствие факта замещения должности руководителя туроператора, его заместителя, главного бухгалтера или иного должностного лица, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета туроператора, в течение 12 месяцев, предшествовавших дню исключения сведений о туроператоре из реестра по основаниям, предусмотренным абзацами четвертым, шестым — девятым, двенадцатым и тринадцатым части пятнадцатой статьи 4.2 настоящего Федерального закона и абзацами третьим и пятым части пятой статьи 11.1 настоящего Федерального закона.
3) В статье 4.2 уточнено понятие общей цены турпродукта (ОЦТ) за предыдущий год – «величина, полученная путем суммирования общих цен туристского продукта, указанных в договорах о реализации туристского продукта в сфере выездного туризма, заключенных туроператором и турагентом в предыдущем календарном году». Таким образом, законом по существу подтверждается, что цена договора и цена турпродукта может быть различной, поскольку указано не суммирование цен всех договоров, а суммирование цен турпродукта в договорах.
Согласно части второй статьи 4.2 ФЗ от 24.11.1996 № 132-ФЗ об общей цене туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год, под которой понимается по данным отчетности, указанной в статье 17.7 настоящего Федерального закона, величина, полученная путем суммирования общих цен туристского продукта, указанных в договорах о реализации туристского продукта в сфере выездного туризма, заключенных туроператором и турагентом в предыдущем календарном году (далее — общая цена туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год).
4) По тексту везде включено дополнение к термину «предыдущего» года, добавлено слово «календарного» года.
5)Туроператор теперь должен сообщать в реестр сведения не о структурных, а о обособленных подразделениях, осуществляющих туроператорскую деятельность.
Согласно ФЗ от 04.06.2018 № 149-ФЗ в статье 4.2. ФЗ от 24.11.1996 № 132-ФЗ в абзаце десятом части первой слова «структурных подразделений туроператора» заменены словами «обособленных подразделений туроператора, осуществляющих туроператорскую деятельность».
6) Сведения, подаваемые туроператором в реестр, например об ОЦТ или количестве туристов, теперь могут проверяться Ростуризмом путем запроса страховщику о численности заключенных договоров добровольного медицинского страхования.
Согласно части четвертой статьи 4.2 ФЗ от 24.11.1996 № 132-ФЗ сведения о туроператоре, вносимые в реестр в соответствии с абзацами вторым и пятым части второй настоящей статьи, проверяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, в том числе посредством направления страховщикам запросов о количестве заключенных клиентами туроператора договоров добровольного страхования, указанных в статье 17 настоящего Федерального закона.
7) Основания для отказа во внесении туроператора в реестр пополнились пунктом – исключение сведений о туроператоре из реестра в связи с прекращением деятельности по причине невозможности исполнения обязательств. Иными словами, если туроператора исключили из реестра по такому негативному основанию, то повторно в реестр он не попадет.
Согласно части седьмой статьи 4.2 ФЗ от 24.11.1996 № 132-ФЗ исключение сведений о туроператоре из реестра по основаниям, предусмотренным абзацами пятым и шестнадцатым части пятнадцатой настоящей статьи.
Также дополнено основание отказа во внесении сведений в реестр в части сведений о туроператоре: ранее это были только «недостоверные» сведения, теперь еще и «неполные».
Согласно абзацу второму статьи 4.2 ФЗ от 24.11.1996 № 132-ФЗ основанием для отказа во внесении сведений о туроператоре в реестр является: представление недостоверных и (или) неполных сведений о туроператоре.
8) При изменении сведений о туроператоре Ростуризм обязан внести изменение в реестр – по сведениям об ОЦТ, количестве туристов, членстве в «Турпомощи», сфере деятельности – в течение 10 дней. В этот период проводится проверка достоверности сведений и оснований их изменения в реестре. Прочие сведения меняются в течение трех дней.
Согласно части 11 статьи 4.2 ФЗ от 24.11.1996 № 132-ФЗ Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти не позднее 10 рабочих дней со дня поступления уведомления туроператора об изменении сведений об общей цене туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год, о количестве туристов в сфере выездного туризма за предыдущий год, членстве туроператора в объединении туроператоров в сфере выездного туризма или об изменении сферы туризма, в которой туроператор осуществляет деятельность, с приложением всех необходимых документов вносит в реестр такие изменения и размещает их на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» либо принимает решение об отказе во внесении в реестр таких изменений по основанию, указанному в абзаце втором части седьмой настоящей статьи.
9) Основания для исключения сведений из реестра дополнены несколькими пунктами:
— во-первых, появился абзац об прекращении деятельности туроператора без направления заявления. Ростуризм может принять решение об исключении туроператора из реестра, придя к выводу о невозможности исполнения им обязательств по договорам;
— во-вторых, появилось основание – заведомо недостоверные сведения об ОЦТ, количестве туристов и фактическом размере ФПО, непредставление в установленном порядке или последующее выявление недостоверных сведений;
— в-третьих, появилось основание – нарушение сроков и порядка подтверждения, установленных новой статьей 11.7 ФЗ от 24.11.1996 № 132-ФЗ, которая регулирует порядок освобождения туроператора от финансового обеспечения и пополнения фонда персональной ответственности (ФПО) в случае формирования максимального ФПО в размере 7% от ОЦТ.
10) Новая статья 11.7 ФЗ от 24.11.1996 № 132-ФЗ, согласно которой туроператор может быть освобожден от ФПО и страхования ответственности при формировании максимального размера ФПО. Освобождение предоставляется до 1 апреля следующего года, и за один месяц до этого срока туроператор должен подтвердить соответствующие основания. Если размер ОЦТ вырос и средств в ФПО стало недостаточно, необходимо увеличить его размер либо лишиться освобождения и вернуться к страхованию и отчислениям в ФПО.
«Статья 11.7. Срок освобождения туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма, от финансового обеспечения ответственности туроператора в сфере выездного туризма и уплаты взносов в фонд персональной ответственности туроператора и порядок его продления.
В случае принятия решения, предусмотренного частью шестой статьи 11.6 настоящего Федерального закона, туроператор, осуществляющий деятельность в сфере выездного туризма, освобождается от финансового обеспечения ответственности туроператора в сфере выездного туризма и уплаты взносов в фонд персональной ответственности туроператора до 1 апреля следующего календарного года.
Для продления срока, предусмотренного частью первой настоящей статьи, туроператор, осуществляющий деятельность в сфере выездного туризма, обязан за один месяц до истечения этого срока (до 1 марта) представить в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти сведения об общей цене туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий календарный год и о размере фонда персональной ответственности туроператора на дату представления таких сведений, а в объединение туроператоров в сфере выездного туризма заявление о продлении этого срока.
Заявление о продлении срока, предусмотренного частью первой настоящей статьи, составляется в письменной форме, удостоверяется подписью руководителя туроператора, осуществляющего деятельность в сфере выездного туризма, или уполномоченного им лица и печатью данного туроператора (при ее наличии). В заявлении указываются следующие сведения:
полное наименование туроператора в соответствии с учредительным документом;
реестровый номер туроператора в едином федеральном реестре туроператоров;
размер фонда персональной ответственности туроператора на дату подачи заявления;
общая цена туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий календарный год.
Объединение туроператоров в сфере выездного туризма по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти принимает решение о продлении срока, предусмотренного частью первой настоящей статьи, до 1 апреля следующего года либо об отказе в таком продлении.
Основаниями для отказа в продлении срока, предусмотренного частью первой настоящей статьи, являются:
несоответствие размера фонда персональной ответственности туроператора максимальному размеру этого фонда, предусмотренному частью пятой статьи 11.6 настоящего Федерального закона;
отсутствие в заявлении туроператора о продлении срока каких-либо сведений, указанных в части третьей настоящей статьи.
В случае отказа в продлении срока, предусмотренного частью первой настоящей статьи, либо в случае, если не подано заявление о его продлении, туроператор, осуществляющий деятельность в сфере выездного туризма, обязан до истечения этого срока (до 1 апреля) получить финансовое обеспечение ответственности туроператора в сфере выездного туризма в соответствии с настоящим Федеральным законом, представить сведения об этом в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти и возобновить уплату взносов в фонд персональной ответственности туроператора в соответствии с частями третьей, четвертой и пятой статьи 11.6 настоящего Федерального закона.
Если отказ в продлении срока, предусмотренного частью первой настоящей статьи, связан с недостижением максимального размера фонда персональной ответственности туроператора, вместо получения финансового обеспечения ответственности туроператора в сфере выездного туризма и уплаты взносов в фонд персональной ответственности туроператора туроператор в течение пяти рабочих дней со дня получения решения об отказе в продлении этого срока может перечислить в фонд персональной ответственности туроператора денежные средства в размере, необходимом для достижения его максимального размера, и повторно подать заявление о продлении срока.
Если отказ в продлении срока, предусмотренного частью первой настоящей статьи, связан с отсутствием в заявлении о продлении этого срока каких-либо сведений, указанных в части третьей настоящей статьи, туроператор в течение пяти рабочих дней со дня получения решения об отказе в продлении срока может повторно подать заявление о продлении срока с указанием всех необходимых сведений.»;
11) В случае если размер ОЦТ вырастает более чем на 25 % по сравнению с предыдущим годом, взнос в ФПО производится поквартально из расчета 1% ОЦТ за квартал.
Кроме того, все туроператоры должны сообщать сведения об ОЦТ ежеквартально (!), а не ежегодно, как было ранее. Непредставление сведений может служить основанием для исключения из членов «Турпомощи».
Согласно части 4 статьи 11.6 ФЗ от 24.11.1996 № 132-ФЗ если общая цена туристского продукта в сфере выездного туризма за первый квартал календарного года превышает 25 процентов общей цены туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий год, размер ежегодного взноса туроператора в фонд персональной ответственности туроператора равен одному проценту общей цены туристского продукта в сфере выездного туризма в текущем году, под которой понимается сумма общих цен туристского продукта в сфере выездного туризма, указанных в договорах о реализации туристского продукта в сфере выездного туризма, заключенных туроператором и турагентом в текущем году. Туроператор по окончании каждого календарного квартала текущего года перечисляет квартальный взнос в фонд персональной ответственности туроператора не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим календарным кварталом, в размере одного процента общей цены туристского продукта в сфере выездного туризма за предыдущий календарный квартал до конца текущего года.
12) В статью о фонде персональной ответственности внесены уточнения о выплатах туристам только в случае прекращения деятельности туроператора по причине невозможности исполнения обязательств.
Согласно части 1 статьи 11.6 ФЗ от 24.11.1996 № 132-ФЗ для выплаты денежных средств, причитающихся туристам и (или) иным заказчикам в целях возмещения реального ущерба, возникшего в результате неисполнения туроператором своих обязательств по договору о реализации туристского продукта в сфере выездного туризма в связи с прекращением туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта, объединение туроператоров в сфере выездного туризма формирует для каждого члена объединения туроператоров в сфере выездного туризма фонд персональной ответственности туроператора в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.
13) Расходование средств ФПО теперь допускается не только на выплаты туристам, но и на «уплату обязательных платежей, связанных с получением дохода от размещения денежных средств фонда персональной ответственности туроператора, платы за ведение банковских счетов, на которых размещаются денежные средства фондов персональной ответственности туроператоров, и административно-управленческих расходов, связанных с ведением отдельного учета средств фондов персональной ответственности туроператоров. Такими административно-управленческими расходами являются, в частности, оплата аренды помещений, выплата заработной платы работникам объединения туроператоров в сфере выездного туризма, расходы на услуги связи». Указанные расходы допускаются в пределах полученных доходов от размещения средств фонда, но не более 1% от ежегодного взноса туроператора в ФПО. Вводится обязательный аудит для подачи отчетности ассоциации «Турпомощь».
Согласно части 3 статьи 11.3 ФЗ от 24.11.1996 № 132-ФЗ допускается расходование средств резервного фонда на уплату обязательных платежей, связанных с получением дохода от размещения средств резервного фонда, и плату за ведение банковского счета, на котором размещаются средства резервного фонда.
14) Средства резервного фонда также могут расходоваться на «уплату обязательных платежей, связанных с получением дохода от размещения средств резервного фонда, и платы за ведение банковского счета, на котором размещаются средства резервного фонда».
Согласно части десятой статье 11.4 ФЗ от 24.11.1996 № 132-ФЗ средства резервного фонда предназначены исключительно для оказания экстренной помощи туристам, находящимся за пределами территории Российской Федерации. Расходование средств резервного фонда на цели, не предусмотренные настоящей статьей, в том числе на выплату или возврат взносов членам объединения туроператоров в сфере выездного туризма, не допускается, за исключением уплаты обязательных платежей, связанных с получением дохода от размещения средств резервного фонда, и платы за ведение банковского счета, на котором размещаются средства резервного фонда. Прекращение членства туроператора в объединении туроператоров в сфере выездного туризма не является основанием для прекращения расходования средств резервного фонда на цели, предусмотренные настоящей статьей.
15) Из статьи 10.1 исключен абзац о предоставлении туристу копии доверенности, выданной туроператором, на заключение от имени туроператора договоров о реализации турпродукта. Тем самым законодатель вернул прежнюю формулировку данной статьи.
Федеральным законом от 04.06.2018 № 149-ФЗ часть 3 статьи 10.1 ФЗ от 24.11.1996 № 132-ФЗ признается утратившим силу.
16) В статью 14 ФЗ от 24.11.1996 № 132-ФЗ, посвященную безопасности туризма, внесено изменение в части формулировки о подтверждении информации об угрозе безопасности туристов. Если ранее данные обстоятельства подтверждались решениями органов власти, теперь слово «решения» дополнено словом «рекомендации».
Согласно подпункту 10 статьи 1 ФЗ от 04.06.2018 № 149-ФЗ часть четвертая статьи 14 ФЗ от 24.11.1996 № 132-ФЗпосле слов «соответствующими решениями» дополняется словом «(рекомендациями)».
17) В случае досрочного расторжения договора страхования или досрочного прекращения банковской гарантии туроператор предоставляет сведения о новом договоре в Ростуризм не позднее 45 календарных дней с момента расторжения (ранее было 30 календарных дней).
Согласно Федеральному закону от 04.06.2018 № 149-ФЗ в части восьмой статьи статье 171 ФЗ от 24.11.1996 № 132-ФЗ слова «не позднее 30» заменены словами «не позднее 45».
18) В статью 17.2 о размере финансового обеспечения внесено изменение: туроператоры, ранее осуществлявшие туроператорскую деятельность, но исключенные из реестра, должны иметь финансовое обеспечение на 50 млн. рублей – наряду с новыми юридическими лицами и туроператорами, не имевшими оборота в прошедшем году. В случае, если туроператор осуществляет деятельность в сфере выездного, въездного и внутреннего туризма и сформировал максимальный фонд персональной ответственности (ФПО), он освобождается от финансового обеспечения только по «выезду» – для внутреннего и въездного туризма, по-прежнему, будут необходимы фингарантии на 500 тыс. рублей.
Согласно часть второй статьи 17.2 ФЗ от 24.11.1996 № 132-ФЗ туроператоры, не осуществлявшие в предыдущем году деятельности в сфере выездного туризма, юридические лица, намеренные осуществлять туроператорскую деятельность в сфере выездного туризма и ранее не осуществлявшие такой деятельности, а также туроператоры, которые ранее осуществляли деятельность в сфере выездного туризма, но сведения о которых были исключены из реестра в соответствии с частью шестнадцатой статьи 42 настоящего Федерального закона и которые намерены осуществлять туроператорскую деятельность в сфере выездного туризма, должны иметь финансовое обеспечение ответственности туроператора в сфере выездного туризма в размере не менее чем 50 миллионов рублей.
19) В статью 17.4 включено дополнение, касающееся даты наступления страхового случая. Если туроператор не подал соответствующего заявления о прекращении деятельности, то «датой страхового случая считается день принятия уполномоченным федеральным органом исполнительной власти решения об исключении туроператора из реестра…».
Согласно части 3 статьи 17.4 ФЗ от 24.11.1996 № 132-ФЗ в случае, если туроператор не сделал такого заявления, но прекратил туроператорскую деятельность по указанной причине, о чем уполномоченному федеральному органу исполнительной власти стало известно, датой страхового случая считается день принятия уполномоченным федеральным органом исполнительной власти решения об исключении туроператора из реестра на основании абзаца шестнадцатого части пятнадцатой статьи 42 настоящего Федерального закона.
20) В порядок обращения туристов за выплатой страхового возмещения внесена поправка – исключено спорное положение об «одновременной» подаче заявлений туристами. Таким образом, для пропорционального расчета выплаты достаточно в принципе более одного заявления от туристов.
Страховщик после поступления первого заявления от туриста в течение трех дней обязан уведомить Ростуризм.
Согласно подпункту 15 статьи 1 Федерального закона от 04.06.2018 № 149-ФЗ в части девятой статьи 17.5 ФЗ от 24.11.1996 № 132-ФЗ слово «одновременно» исключено.
21) В статье 17.6 внесено дополнение в формулировку объекта страхования ответственности туроператора. Если ранее формулировка заканчивалась словами «по причине прекращения своей деятельности», то теперь фраза звучит: «в связи с прекращением по причине невозможности исполнения всех обязательств по договорам о реализации турпродукта». Таким образом, обычного прекращения деятельности будет недостаточно, необходимы так же признаки «невозможности» исполнения обязательств.
Согласно Федеральному закону от 04.06.2018 № 149-ФЗ в статье 17.6:
а) в части второй слова «по причине прекращения своей деятельности» заменены словами «в связи с прекращением туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения туроператором всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта»;
б) в части третьей слова «по причине прекращения деятельности туроператора» заменены словами «в связи с прекращением туроператорской деятельности по причине невозможности исполнения туроператором всех обязательств по договорам о реализации туристского продукта».
22) Часть вторая статьи 17.7 «Учет и отчетность» утратила силу. Она указывала на порядок расчета туроператором нормативного соотношения собственных средств и принятых обязательств.
Ранее RTourNews.ru сообщал, что невозвратные жд-билеты появятся в России с началом 2019 года.