Комитет Российского союза туриндустрии по детскому и семейному туризму представил результаты опроса родителей школьников по поводу экскурсионных поездок, организованных учебным заведением.
По словам руководителя комитета РСТ Олеси Калачевой, на вопросы исследования ответили более четырех тысяч человек со всей страны. Наиболее активное участие приняла Псковская область.
Результаты оказались интересными, хотя в чем-то и предсказуемыми. Например, ответы респондентов подтвердили, что люди преимущественно не отличают туроператора от любого другого организатора детских поездок и не вникают в разницу, хотя она принципиальная.
Также около половины опрошенных не придают значения формальностям при организации экскурсионного тура, многие полностью доверяет учителю, даже не уточняя наличие договора. «Более 40% родителей не интересуются вопросом, несет ли кто-то официально ответственность за поездку ребенка. Притом что мы сами все время говорим о безопасности детского туризма. Хорошо, что они доверяют учителю, но надо бы еще понимать, с какой компанией педагог договорился. Ведь если договор не подписан, ответственного фактически нет. Да и деньги в этом случае сдают непонятно кому. На рынке действует много «серых» организаторов детских выездов, не имеющих юридического лица», – заметила она.
Речь, прежде всего, о пробеле в отраслевом законе, где есть понятие турпродукта и определено, кто может заниматься его формированием, – это туроператор. А вот по формированию экскурсионного продукта длительностью до 24 часов не прописана необходимость иметь юридическое лицо, что и позволяет процветать черному и серому рынку. «Судя по опросу, именно однодневные экскурсии наиболее популярны в детском туризме, но при этом фактически никак не регулируется», – сказала собеседница.
Олеся Калачева выделила также неожиданный результат опроса: отвечая на вопрос, что влияет на решение отправлять ребенка в поездку с классом или нет, 31,5% родителей назвали причиной отказа «неинтересную экскурсию». «Такой ответ с небольшим отрывом шел вторым после сложной эпидобстановки – опрос проводили до отмены ограничений. Это ярко показывает, что детский туризм нуждается в перезагрузке, потребителя уже не накормить простой булкой – ему нужен авторский эклер, но по цене булки. Тут, безусловно, надо продумывать стратегию, чтобы и волки были сыты, и овцы целы. При этом главным остается безопасный, в том числе по информационному наполнению, качественный продукт, чтобы дети хотели поехать и на следующую экскурсию», – уточнила она.
Сейчас комитет РСТ совместно с Федеральным центром детско-юношеского туризма формирует анкету для учителей, а чуть позже сделает вторую попытку опросить турбизнес. «Надеюсь, в этот раз операторы будут активнее. И уже по результатам всех трех опросов будем решать, как развивать школьный туризм, какие ресурсы и организации подключать», – пояснила г-жа Калачева.
Она также рассчитывает на активное участие в этом процессе профильных туроператоров. «Время сетовать прошло. Если вы хотите и дальше оставаться на рынке и быть успешными, пора развиваться, проходить обучающие курсы и так далее. Пришла пора действовать», – считает эксперт.