Генеральный директор ПАО «Аэрофлот» Виктор Савельев дал интервью ИД «Коммерсантъ», в котором раскрыл завесу тайны, покрывавшую переговорный процесс по разрешению ситуации с проблемной авиакомпанией «Трансаэро».
Напомним, решение о прибретении «Аэрофлотом» 75% плюс одной акции «Трансаэро» за символический рубль было принято Правительством РФ 1 сентября в ходе заседания межведомственной комиссии, посвященной вопросам авиатранспортной отрасли. Таким образом предполагалось наиболее безболезненно решить проблему с авиаперевозчиком, который накопил многомиллиардные долги и на исходе лета перестал справляться с их обслуживанием.
Руководитель «Аэрофлота» заявил, что главной причиной срыва сделки стало то, что акционеры «Трансаэро» не смогли вовремя собрать требуемый пакет акций. «На 28 сентября Александру Плешакову (вместе с супругой Ольгой Плешаковой управлял «Трансаэро» с момента ее основания — прим. RTourNews.ru) удалось собрать 44,7%. Даже с учетом пакета, заложенного ВТБ, и других акций это не превышает 70%. Александр Плешаков должен был договориться с другими акционерами, но не стал этого делать», — сказал Савельев.
По его словам, несостоявшаяся сделка стала хорошим уроком для всех участников процесса — банков, лизингодателей, «Аэрофлота». «Правительство предоставило нам всем шанс договориться и решить ситуацию с минимальными потерями. Если дается 21 день на принятие такого решения, оно должно быть принято. Думаю, что все пребывали в иллюзиях — никто никуда не уйдет, а рано или поздно кого-то удастся «прогнуть», — посетовал гендиректор.
Как рассказал Виктор Савельев, рассматривалось несколько вариантов финансового структурирования сделки, но в итоге ни один из них не устроил основных кредиторов «Трансаэро». При этом остальные банки фактически были отстранены от переговорного процесса.
Савельев дал понять, что «Аэрофлот» не рассматривал «Трансаэро» как конкурента, а значит и не имел мечты поглотить ее. «Если в 2009 году мы еще как-то могли говорить о «Трансаэро» как о конкуренте, то с 2011 года мы ушли в отрыв. В 2014 году «Трансаэро» перевезла 13 млн пассажиров, «Аэрофлот» — 25 млн пассажиров, а как группа — 35 млн пассажиров», — сказал он. Тем не менее, сожаление о неудавшейся покупке топ-менеджер все-таки высказал: «Сделка дала бы группе дополнительную долю рынка и новые возможности. «Аэрофлот» сразу стал бы глобальным игроком. Но шанс был упущен».