В конце прошлого года заместитель председателя Правительства Ленинградской области по социальным вопросам Николай Емельянов и вице-президент Российского Союза Туриндустрии Александр Осауленко подписали Соглашение о взаимодействии между РСТ и Ленинградской областью по реализации проекта образовательного туризма «Живые уроки». 17 мая «Живые уроки» стартовали в регионе по-настоящему сразу двумя экскурсионными поездками, которые организовала группа компаний «Петротур» — действительный член СЗРО РСТ.
«Проект Российского Союза Туриндустрии «Живые уроки» — масштабная инициатива по развитию в стране экскурсионно-образовательного туризма, участие в которой принимают органы власти регионов, образовательные учреждения и туроператорские компании, — говорит директор Северо-Западного отделения Союза Екатерина Шадская. — Задача проекта – систематизировать существующие наработки и создать единую платформу, которая позволяет наиболее эффективным образом внедрять экскурсии и выездные занятия в школьные образовательные программы. Это позволяет дополнить изучение многих предметов в классе реальным жизненным материалом, сделать материал не только увлекательным, но и надолго запоминающимся детям».
Первым маршрутом проекта в Ленинградской области, который привлек внимание образовательных учреждений, стало однодневное путешествие «По пушкинским местам Ленинградской области». В него входят посещение музея-усадьбы Суйда, где родилась мать великого русского поэта Надежда Ганнибал, деревянного музея-домика няни А. С. Пушкина Арины Родионовны и литературно-мемориального музея «Дом станционного смотрителя» в деревне Выра. Заявку на участие 39 учеников в пилотной поездке в сопровождении трех преподавателей направила Мгинская средняя общеобразовательная школа.
Судя по оставленным отзывам, экскурсия произвела замечательное впечатление как на школьников, так и на сопровождавших их учителей. «Мне все очень понравилось! Приятные и познавательные воспоминания останутся со мной на долгое время», — пишет ученица Кристина Тимофеева. «Поездка великолепная. Вместе с детьми получили новые знания о Пушкине и его окружении. Теплое отношение со стороны группы сопровождения», — отмечает учитель Татьяна Шайтор.
Поскольку поездки в рамках «Живых уроков» — экскурсионно-образовательные, а не просто развлекательные, по их итогам школьники должны закрепить полученные знания и продемонстрировать, как они их усвоили, подчеркивает руководитель ГК «Петротур», глава Комиссии по детскому и молодежному туризму и отдыху СЗРО РСТ Игорь Мазулов.
Так, специально для маршрута «По пушкинским местам Ленинградской области» подготовлена подробная рабочая тетрадь, которую юные экскурсанты должны заполнить по итогам поездки. Открытые и закрытые вопросы о биографии и творчестве А.С. Пушкина, задания с картами объединены в несколько тематических разделом – «Имена и названия..», «Дороги, которые мы выбираем», «Даты круглые и не только…» А чтобы ответить на вопросы из блока по повести «Станционный смотритель», ученикам нужно не только внимательно слушать экскурсию, но и прочитать само произведение.
В тот же день почти двум десяткам работникам администраций муниципальных образований и общеобразовательных учреждений Ленинградской области был представлен нетривиальный маршрут «И пустимся стрелою в Приютино с тобою…» Усадьба Приютино принадлежала видному российскому государственному деятелю, президенту Академии художеств, директору Императорской Публичной библиотеки Алексею Оленину. Здесь часто собирался цвет российской культуры пушкинской поры, а также появлялся сам великий русский поэт, любивший дочь хозяина Анну.
В музее-усадьбе участников поездки ждали интерактивная программа «Музыкально-литературный салон», воспроизводившая самые популярные развлечения дворян в начале XIX в. (живые шарады, буриме, домашний театр), и прогулка по парку. Представители сферы образования Ленобласти также посетили усадьбу Рябово, ранее принадлежавшую старинному дворянскому роду Всеволожских, а затем обсудили с организаторами представленную им программу, крайне положительно оценив и представленные на маршруте объекты, и мастерство экскурсоводов.
«Сегодня детский образовательный туризм не везде развивается равномерно, ряд факторов существенно его тормозят. Однако поддержка «Живых уроков» администрациями регионов позволяет значительно быстрее наладить диалог туроператоров с образовательными учреждениями, учитывать конкретные рекомендации педагогов при организации поездок. Мы рады, что в Ленинградской области проект начал реальную работу в знаменательный год 90-летия региона, и серьезно настроены на долговременное и успешное сотрудничество со всеми заинтересованными участниками», — говорит Игорь Мазулов.
Павел Румянцев, специально для RTourNews.ru