Государственный турбизнес по-кавказски - почему это не работает 1

Государственный турбизнес по-кавказски — почему это не работает

Счетная палата России опубликовала результаты проверки АО «Курорты Северного Кавказа». Аудиторы констатировали, что компания не достигла поставленных целей, много расходует и не получает доходов.

Под управлением АО «Курорты Северного Кавказа» находятся всесезонные туристско-рекреационные комплексы «Архыз», «Матлас», «Эльбрус», «Армхи», «Ведучи», «Цори», «Ведучи» и Каспийский прибрежный кластер. Компания должна была в 2018 году создать более 12 тыс. рабочих мест, получить выручку 8 млрд рублей, увеличить поток туристов до 2 млн человек в год. «По факту ни одна из этих целей не была достигнута. В 2018 году регион посетили только 683 тыс. человек, создано всего 619 рабочих мест», – сообщила на коллегии Счетной палаты аудитор Светлана Орлова.

Инвесторы вложили в туркластер чуть больше 2,2 млрд рублей, или всего 8% от запланированных объемов. А 29 из 33 зарегистрированных резидентов не выполнили обязательства на 21 млрд рублей.

С момента создания в 2010 году АО получило 31,4 млрд рублей из федерального бюджета. На содержание компании ушло 8,5 млрд рублей. Более 20 млрд направили на строительство инфраструктуры. Компания ежегодно направляла деньги на одни и те же объекты, меняя сроки строительства и сметную стоимость. Из-за несвоевременного решения земельных вопросов и проблем с разработкой документации работы затягивались, потенциальные резиденты уходили.

Последние три года организация терпит убытки. В 2018 году они составили 1,3 млрд рублей.

В КСК заявили, что при создании компании планировались другие объемы работ и финансирования. Их корректировали с учетом экономической ситуации в стране, особенностями рынка и строительства в труднодоступных горных районах региона. «С 2012 по 2018 годы в АО «КСК» поступило 26,4 млрд рублей вместо запланированных 60 млрд. Несмотря на это, мы продолжаем создавать рабочие места, делать курорты привлекательнее для туристов и резидентов», – сообщили в пресс-службе КСК.

Государственный турбизнес по-кавказски - почему это не работает 3

По данным компании, в 2019 году туркластер посетили более 800 тыс. туристов (плюс 18% к прошлогоднему показателю). Большинство гостиничных мест на нынешний горнолыжный сезон было забронировано ещё летом. В КСК утверждают, что расширение туркластера положительно влияет на ситуацию в других отраслях, однако это не учитывается при подсчёте созданных рабочих мест. По информации властей Карачаево-Черкесии, к примеру, развитие курорта «Архыз» позволило создать более 2 тыс. рабочих мест.

Свою убыточность в КСК объяснили тем, что компания получает доход только от продажи ски-пассов, а тратится на содержание и эксплуатацию объектов инфраструктуры. К тому же, исходя из международной практики, курорту обычно требуется более 10 лет, чтобы выйти на самоокупаемость. «Архыз» к этой цели подошёл через семь лет работы.

Заместитель директора компании «Магтур», глава Центра содействия развитию туризма и спорта Карачаево-Черкесии Умар Айдинов считает, что неэффективность компании кроется в организации ее работы. Это касается непродуманного распределения земель, непрозрачности присвоения статуса резидента, непрофессионализма при распоряжении ресурсами. «Нелогично строить новые курорты и полностью игнорировать уже существующие комплексы, успешно работающие и без господдержки. Разумнее было бы сделать их локомотивами развития и помочь им расшириться за счёт новых локаций», – сказал г-н Айдинов порталу «АиФ-СК».

По его словам, отсутствует на курортах СКФО и система подготовки собственных профессионалов. Не ведётся сотрудничество с малым и микробизнесом, работающими в сфере обслуживания. А информационную и финансовую поддержку в первую очередь получают средний и крупный бизнес.

Ранее RTourNews.ru писал, что Карелии обещают туристический кластер.

Поделитесь с друзьями:

Смотрите также

МЭР сконцентрируется на вопросах разделения ответственности между ТО и ТА и борьбы с серым рынком в туризме 11

МЭР сконцентрируется на вопросах разделения ответственности между ТО и ТА и борьбы с серым рынком в туризме

Среди главных направлений работы Минэкономразвития в сфере регулирования туризма в этом году – разграничение ответственности …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *