Как стать успешным турагентом?

В России об осуществлении турагентской деятельности заявили более 50 тыс. компаний

Эксперты Российского союза туриндустрии считают, что пришло время пересмотреть правовой статус турагентства. На розничном рынке активно развиваются новые формы работы, в том числе продажа туристам не турпакетов, а отдельных услуг, которые не регулирует устаревший отраслевой закон. Это не только мешает добросовестным участникам рынка, но и увеличивает теневой сектор. Сами агентства считают главной проблемой бизнеса снижение комиссий туроператорами. Обсуждению этих вопросов была посвящена стратегическая сессия «Деятельность туристических агентств», в которой приняли участие 50 экспертов союза и представителей агентского бизнеса.

По словам президента РСТ Ильи Уманского, по многим отраслевым вопросам турбизнесу удалось выработать общую позицию, найти взаимопонимание с исполнительными органами власти и в итоге выйти на решение проблем.

«По деятельности туристических агентств пока такого понимания нет, хотя проблемы розницы постоянно обсуждаются на разных уровнях. Поэтому к участию в этой сессии мы привлекли максимальное число участников. Это поможет нам собрать все мнения и сформулировать единую позицию для таких изменений в законодательстве, чтобы агентствам было удобно работать», — сказал он.

Cогласно единому реестру турагентств, в России эту деятельность ведут более 33 тыс. компаний. Но с учетом тех, кто указывает ее в коде классификации экономической деятельности (ОКВЭД), их более 50 тыс. Такие данные привел глава Комитета РСТ по правовым вопросам и основатель юридической компании «Персона Грата» Георгий Мохов.

«Это самый многочисленный сегмент туристического рынка, находящийся на первом рубеже взаимодействия с туристом и несущий бремя проблем и судебных рисков всей системы. И при этом это наименее регулируемая зона деятельности с точки зрения норм права и числа участников. Отраслевой закон отстает от реалий рынка минимум на 15 лет и регулирует деятельность, которую турагенты вели в момент его создания. Но к нынешнему моменту у нас появилось множество онлайн-сервисов, которые позволяют им не ограничиваться продажей турпакетов, а выбирать варианты, которых ждут от них клиенты. Закон резко разграничивает деятельность туроператоров и турагентов, но эта грань давно размылась», — сказал он.

По словам Мохова, сейчас с точки зрения закона регулирование деятельности турагентов находится в руках не государства, а туроператора, так как агент действует «от его имени и по поручению».

«В реальности же турагентства сейчас в большей степени представляют интересы туриста, а не оператора. Соответственно, надо сблизить реальность, в которой существует рынок, с нормами закона, не навязывая агентствам условий, которые они не могут выполнить, чтобы не расширялась серая зона, в которой вообще никакие законы не соблюдаются. Например, турагентства хотят иметь право продавать отдельно размещение и перевозку и по факту это давно делают», — добавил эксперт.

Руководитель турагентского комитета РСТ, глава сети «Магазин горящих путевок» Сергей Агафонов также полагает, что сейчас турагентство уже представитель не туроператора, а туриста.

«Агентство должно учитывать потребности клиента, иначе останется за бортом конкуренции. Я считаю, можно вписать в закон разрешение турагенту продавать отдельно перелет и отдельно — отель. Но чтобы при этом его деятельность не входила в конфликт с туроператорской, можно поставить условие: каждая из этих услуг может приобретаться только у российского юридического лица – авиакомпании, туроператора, гостиницы», — пояснил он.

Президент РСТ Илья Уманский согласен, что пора пересмотреть статус турагентства, но надо действовать осторожно, чтобы не нарушить баланс на рынке. Если разрешить агентствам продавать отдельно услуги, непонятно, кто будет нести ответственность перед туристом. Туроператоры не будут, поскольку они не реализовали комплексный турпродукт. Это может привести к тому, что регулирующие органы тогда возложат на туроператоров такую же ответственность за отдельные туристические услуги, как и за турпакет. Ситуация не упростится, а наоборот, станет сложнее. Соответственно, надо искать другие варианты.

Мохов полагает, что расширение полномочий турагентств при существующем четком законодательном разделении участников рынка на туроператоров и турагентов в любом случае реализовать будет трудно. По его мнению, нужен промежуточный, статус, который позволил бы агентствам в правовом поле пользоваться всеми возможностями в технологически изменившемся мире.

Главная задача сейчас, как считает вице-президент Альянса туристических агентств (АТА), руководитель сети агентств «Розовый слон» Алексан Мкртчян, — снятие противоречий между туроператорами и агентствами. Эксперт предложил создать рабочую группу при РСТ во главе с опытными юристами, которая занялась бы выработкой конкретных предложений по выстраиванию более эффективных взаимоотношений операторов и агентов.

Обсуждались также вопросы повышения порога входа на агентский рынок, введения лицензирования и в целом обеления розничной деятельности, учитывая неконтролируемый рост числа организующих самые разные авторские туры блогеров, которые работают нелегально. И самый болезненный вопрос во взаимоотношениях агентств и туроператоров – размер комиссии.

По итогам сессии будет подготовлена резолюция, дальнейшей проработкой и реализацией которой займется Комитет РСТ по турагентской деятельности

Поделитесь с друзьями:

Смотрите также

Турагентам посоветовали развивать личный бренд и продавать туры через различные чаты 8

Турагентам посоветовали развивать личный бренд и продавать туры через различные чаты

Участники панельной дискуссии «Как зарабатывать в 2024 году?», прошедшей в рамках VI всероссийского конгресса турагентств, …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *