В преддверии весенне-летней навигации 2016 года коммерческий директор ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» Евгений Ильин пообщался с журналистами. Разговор состоялся 26 февраля — до начала торжественного мероприятия Пулково, вместе с авиакомпаниями «Нордавиа», «Уральские авиалинии», China Eastern, Air Balic, Ellinair представлявшего новинки летнего сезона.
Пассажиропоток аэропорта Санкт-Петербурга в 2015 году сократился на 5,4% и составил 13,5 млн человек, сообщил Евгений Ильин. Основное падение, порядка 20%, пришлось на рынки дальнего зарубежья и страны СНГ, что отчасти было компенсировано ростом внутрироссийских авиаперевозок на 10%. «Ключевыми факторами, повлиявшими на это, являются ослабление рубля, падение доли чартерных перевозок, а также политические и иные причины: закрытие рынков Египта, Турции и Украины. Именно эти три страны были в топе международных направлений», — рассказал он.
На начало 2016 года указанные тенденции сохраняются, и, по прогнозам топ-менеджера, речь может идти о сохранении пассажиропотока на уровне 2015 года при дальнейшем изменении структуры воздушных перевозок. «Как скоро восстановится авиасообщение с Египтом мы не знаем, но есть положительные тренды. Прослеживается рост активности со стороны иностранных туристов, желающих посетить Санкт-Петербург и Россию — не только азиатов, но и европейцев», — отметил Ильин. Этому способствуют дешевый рубль и невысокие цены на авиабилеты, которые предлагают перевозчики. При этом туристов из Евросоюза и США по-прежнему сдерживают визовые барьеры. «Мы давно выступаем за введение 72-часовых безвизовых поездок для иностранцев по аналогии с прибытиями в Петербург по морскому пути, — напомнил комдир Пулково. — Эта мере могла бы дать порядка 30-40% увеличения въездного турпотока из ЕС и США».
Что касается Азии, более чем на 50%, до 95 тыс. человек, прирос пассажиропоток на китайском направлении (благодаря приходу нового перевозчика и открытию новых рейсов), на 42%, до 31,3 тыс. человек вырос объем из Кореи. «В прошлом году China Southern начала выполнить полеты по направлению С-Пб — Урумчи — Ланьчжоу. В этом году на линию С-Пб — Шанхай встает еще один крупный китайский перевозчик — China Eastern», — отчитался руководитель. Пулково верит в КНР: сотрудничает с китайскими туроператорами, реализующими российский турпродукт («создает фон и благоприятную среду»); активничает в российско-китайских ассоциациях, отмечается на мероприятиях. В частности, аэропорт принял участие в праздновании китайского Нового года в Экспофоруме.
Среди внутренних направлений для воздушной гавани Санкт-Петербурга особенное значение сохраняет столица. На Москву приходится четверть от всего пассажиропотока. Тогда как наиболее существенный прирост в прошлом году продемонстрировали южные туристские дестинации: Симферополь (+84% = 578,2 тыс. человек) и Минводы (+52% = 197,4 тыс. человек). Также в плюсе оказались Сочи, Калининград и др.
Ранее RTourNews.ru сообщал, что Пулково в кризис улучшил показатели коммерческой деятельности: в 2015 году ООО «Воздушные Ворота Северной Столицы» увеличили выручку на 15% по сравнению с 2014 годом, а показатель EBITDA вырос более чем на 50%. Как объяснил Евгений Ильин, это стало возможным благодаря корректировке тарифов для иностранных перевозчиков, установленных в евро, и оптимизации производственных расходов. «Имея новую инфраструктуру, новый аэропорт, мы на многом из этого смогли экономить», — сказал он.
В то же время аэровокзал продолжает помогать перевозчикам и улучшил для них мотивационную составляющую. «Мы расширили применение бонусов для новых дальнемагистральных направлений, добавив сюда чартеры, а также ввели дополнительные бонусы за большую в течение недели частотность выполнения регулярных рейсов и за суммарное увеличение количества частот», — рассказал Ильин. По его словам, в программе развития маршрутной сети Пулково участвуют около 20 компаний. Они получают скидки на аэропортовые сборы за взлет-посадку и пользование аэровокзалом от 5 до 60%. Руководитель привел в пример авиакомпанию Azur Air, летающую в Бангкок и Нячанг, на Пхукет и Гоа, и перевозчика «ЮВТ Аэро», выполняющего регулярные рейсы в Бугульму.
По данным коммерческого директора ВВСС, количество вывозных чартерных рейсов в 2015 году сократилось на 30-35%. Но основу расписания любого аэропорта составляют регулярные рейсы. В этом плане Пулково куда как больше интересует ситуация с его базовым (37% от всего объема) перевозчиком «Россией», который согласно плану группы «Аэрофлот» претерпевает реорганизацию. Ильин отметил, что в работе «России» на данный момент кардинальным образом ничего не изменилось. Зато появились новые борта Boeing 737-800. Что любопытно, из-за ухода с рынка «Трансаэро» в управляющей компании особенно не расстраиваются: «Их российские направления, за исключением Дальнего Востока, не были уникальными. На дальнемагистральных рейсах за рубеж, таких как С-Пб — Бангкок, С-Пб — Пхукет, С-Пб — Пунта-Кана «Трансаэро» заместили другие перевозчики».
В весенне-летнюю навигацию 2016 года Евгений Ильин не предвидит ухода авиакомпаний. «Есть корректировки расписания как-то уменьшение частот и начало выполнения полетов позже. Это случилось еще в 2015 году, и каких-то особенных изменений тут нет, — подчеркнул он. — У нас сохраняется стабильный пул клиентов плюс приходят новые перевозчики». Были перечислены упомянутая China Eastern и Ellinair, который станет выполнять полеты в Ираклион, Греция на регулярной основе.
Топ-менеджер Пулково рассказал о новинках. Новыми направлениями для петербургского аэропорта станут Батуми и Кемерово («Уральские авиалинии»), город Советский (а/к «Северсталь») и Салехард («ЮВТ Аэро»). Также он назвал новые направления для авиакомпаний, которые при этом не являются уникальными для хаба: для «Уральских авиалиний» — это Киргызстан, Бишкек и Ош, для «России» — Оренбург и Пекин, для «Нордавиа» — Тель-Авив, для а/к «Таймыр» — Тиват, Черногория, для «Победы» — Махачкала. Кроме того восстанавливают полеты из Пулково: «Россия» — в Баку, Austrian Airlines — в Вену.
Артур Сафиуллин, RTourNews.ru