Туристский год в Санкт-Петербурге: единство и борьба противоположностей

Туристский год в С-Пб: единство и борьба противоположностей

Сказать, что для сферы туризма Санкт-Петербурга лето 2015 года стало «сезоном великого перелома» — если и преувеличение, то вполне допустимое. Однако хоть изменения и неизбежны, они не всегда ведут к лучшему. Удачи несомненны: премия World Travel Awards подтвердила статус Северной столицы как самого интересного в этом году направления Европы, а путешествия по своей стране стали по-настоящему интересны россиянам и получили системную информационную поддержку государства. Однако при этом въездной туризм продолжает «лихорадить» второй год, и последствия этой «лихорадки» могут быть плачевны как для поредевшего операторского, так и для агентского сегментов.

Самолетом, поездом, круизным лайнером

По данным Пограничного управления ФСБ Санкт-Петербурга и Ленинградской области, за первое полугодие 2015 г. количество иностранных туристов, посетивших город, снизилось на 7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В то же время рост числа российских туристов в Санкт-Петербурге за это же время составил порядка 20%, что позволяет Комитету по развитию туризма прогнозировать общую положительную динамику турпотока по итогам года.

Падение интереса к международным авиаперевозкам наряду с интенсификацией авиасообщения между регионами страны отмечают в аэропорту «Пулково»: за 9 месяцев текущего года пассажиропоток воздушной гавани снизился на 3,8% к аналогичному периоду 2014 г. и составил 10 млн. 850 тыс. человек. Существенное снижение международных линий (4,7 млн. пассажиров и -18,8%) отчасти смог компенсировать прирост внутреннего авиасообщения (6,2 млн. и +12%).

По итогам трех кварталов года в пятерку самых популярных зарубежных направлений вошли Анталья (Турция), Франкфурт-на-Майне (Германия), Париж (Франция), Хургада (Египет), Ларнака (Кипр). Среди российских дестинаций лидируют Москва, Симферополь, Сочи, Калининград и Архангельск.

Среди ключевых факторов, способствовавших интенсификации внутреннироссийских авиаперевозок, коммерческий директор компании-оператора аэропорта «Воздушные Ворота Северной Столицы» Евгений Ильин отмечает увеличение частот на внутренних маршрутах, запуск 10 новых прямых рейсов по России (в том числе во Владимир, Грозный, Ульяновск, Магадан), федеральную программу субсидирования региональных перевозок, ослабление рубля и последовавший спад интереса к поездкам за рубеж.

Несмотря на непростые экономические условия, за январь-август 2015 г. прямые рейсы связали Санкт-Петербург с восемью зарубежными городами, среди которых Малага, Брюссель, Неаполь, Вильнюс, Тбилиси, Урумчи, Шанхай. В аэропорт пришли новые авиакомпании – четыре отечественных и четыре зарубежных. Правда, и отток зарубежных игроков значительный: приостановили выполнение тех или иных рейсов 10 зарубежных авиакомпаний – Icelandair, ELAL, TAP Portugal, Germanwings и другие.

Тем не менее, ряд европейских направлений за 8 месяцев 2015 г. показал прирост пассажиропотока и может рассматриваться как довольно перспективный с точки зрения. в том числе, и въездного туризма. На 100% выросли потоки между Петербургом и Бельгией, Литвой; на 51% — Белоруссией; на 33% — Норвегией; положительная динамика у Финляндии и, на удивление, Польши. Самое значительное снижение по Европе на датском направлении (-46%).

Однако лидируют во въездном пассажиропотоке, бесспорно, Азия и Ближний Восток. По статистике «Воздушных Ворот», на 62% за январь-август этого года увеличился пассажиропоток на линиях Петербург – Китай, почти на треть возросли показатели Кореи, а Иран, несмотря на относительно скромные цифры в 8.232 пассажира, вырос на рекордные 165%.

В целом азиатский рынок растет на 18% ежегодно, и перспективы у Санкт-Петербурга для расширения определенно имеются: к примеру, пока вся Россия занимает менее 1% от общего выездного потока КНР, а доля таких туристов, прибывающих в Северную столицу напрямую через аэропорт, не превышает 0,03% от их общего числа.

Российские и иностранные туристы стремятся в Санкт-Петербург и по железной дороге, часто выбирая скоростные поезда «Сапсан», связывающие две столицы. Как отмечает начальник отдела маркетинга Дирекции скоростного сообщения – филиала ОАО «РЖД» Кирилл Музалевский, ежемесячная доля поездов «Сапсанов» на рынке перевозок между Санкт-Петербургом и Москвой составляет 37%. При этом суммарно спрос на групповые (туристские) перевозки за 9 месяцев текущего года превысил прошлогодний показатель в 4 раза – с 14 до 56 тысяч пассажиров.

По данным Дирекции, чаще всего группы перемещаются между городами по вторникам и пятницам, предпочитая дневные поезда. Отечественные тургруппы, кстати, лишь на втором месте с долей 16% от общего пассажиропотока, а первое место ожидаемо занимают китайские туристы – 44%. Также «Сапсаны» популярны среди итальянцев, израильтян, индусов, граждан США и Южной Кореи.

Позитивную динамику, в том числе финансовую, отмечает и Пассажирский порт Санкт-Петербург. В летнюю пассажирскую навигацию, которая в этом году продлилась со 2 мая по 19 октября, гавань приняла 223 круизных и 6 паромных судов. Общее количество туристов, прибывших в Северную столицу морем, составило почти 492 тыс. человек – по сравнению с показателями 2014 г. это рост на 2%.

В 2015 году 13 судов впервые зашли в Пассажирский порт Санкт-Петербург, что почти в два раза больше, чем годом ранее. 2 раза была обеспечена полная загрузка причалов Пассажирского порта, когда в Порту находилось одновременно 7 судов: 1 и 18 июля. 1 июля в Порт прибыли 14 996 пассажиров — абсолютный рекорд не только за текущую навигацию, но и за всю историю Пассажирского порта Санкт-Петербург. А для 9 тыс. пассажиров город стал начальной точкой круиза.

Среди основных тенденций на 2015 год в руководстве порта отмечают повышение вместимости круизных судов, что становится возможным благодаря вводу в эксплуатацию новых лайнеров. В следующем году Пассажирский порт планирует принять сразу 10 новых судов, включая крупнейшее круизное судно, планируемое к заходу, — «MSC Fantasia» круизной компании MSC Cruises S.A. длиной 333 метра.

В перспективных планах Пассажирского порта Санкт-Петербург – изменение классификации пункта пропуска на грузопассажирский, повышение популярности Санкт-Петербурга как круизного и паромного центра, а также развитие городского порта как точки начала круизов.

33 несчастья выездного туризма

Говоря о выездном туризме, невольно вспоминаешь «Божественную комедию» Данте с погружением в глубины ада: уже второй год на сегмент международных путешествий обрушиваются разнообразные и крупномасштабные проблемы. Предсказать будущее в свете закрытия авиасообщения с Египтом и ухода с рынка авиакомпании «Трансаэро» становится все сложнее, но радужным оно будет вряд ли. Собственно, и до этих событий турпоток в связи с высоким курсом зарубежных валют снизился на 20-50% в зависимости от направления.

Туристский год в Санкт-Петербурге: единство и борьба противоположностей

«По результатам работы нашей компании из круглогодичных зарубежных направлений до отмены авиасообщения меньше всего страдал поток в Египет. Зимой были более-менее популярны Таиланд и ОАЭ, летом – Турция, Греция и Кипр», — говорит коммерческий директор туроператора «Звезды путешествий» Рашид аль-Рашид. Неплохие на общем фоне показатели Турции и Эмиратов он связывает с достаточным количеством авиарейсов и гибкой ценовой политикой отелей.

«В целом за 9 месяцев этого года мы обслужили на 15% меньше туристов, чем в предыдущем. Чаще всего клиенты запрашивали Турцию, Грецию, Италию, Кипр, ОАЭ, Таиланд, Черногорию, Маврикий, Мальдивы, Сейшелы, Хорватию, — добавляет генеральный директор туроператора «Совет по туризму» Сергей Ткаченко. – Наибольший спад произошел по европейским направлениям – Испании, Франции, Великобритании. Примерно на уровне прошлого года остались Турция и Греция». Значительный спад из-за террористических актов, направленных против туристов, отмечен и по Тунису.

Как отмечают туроператоры, практически исчез спрос на сложные комбинированные туры по летней Скандинавии и Прибалтике. В первом случае это объясняется дороговизной даже на фоне других стран еврозоны, во втором, помимо курса, — риторикой прибалтийских правительств, которая препятствует развитию местной туриндустрии. Пропал и интерес к странам Вышеградской четверки (Польша, Чехия, Словакия, Венгрия), замечает генеральный директор «Петротур Сервис» Игорь Мазулов. С другой стороны, в ассортименте петербургских туроператоров все чаще появляется Сербия – более чем дружественная к российскому народу страна с богатым исторически прошлым, динамичной урбанизированной столицей Белградом и отличными возможностями гастрономического туризма.

Любопытно при этом, что спрос на экскурсионно-познавательные поездки по Финляндии сроком 1-2 дня остался примерно на уровне прошлого года, хотя общий поток въезжающих в соседнюю страну россиян, конечно же, упал – скажем, в мае количество ночевок россиян в Финляндии снизилось практически на 40% к аналогичному периоду прошлого года.

Интересно, что в сегменте туров «выше среднего», помимо высококлассных отелей Турции и Греции, по-прежнему востребованы страны Юго-Восточной Азии. Пока неясно, что произойдет с Таиландом, но клиенты уже запрашивают на осень Гонконг и Шанхай, а туроператоры планируют снова открыть Петербургу безопасную и безвизовую Малайзию и Кению.

«Спад по количеству туристов, посещавших Европу, составил за три квартала этого года порядка 40%, но на данный момент динамика положительная», — замечает генеральный директор компании «Арт-Тревел» Мария Ушакова. По её словам, уже в октябре был зафиксирован 40%-ный прирост числа клиентов по сравнению с тем же месяцем в 2014 г. Активно идут продажи на Новый год, и 90% мест по взятым блокам на новогодние каникулы уже проданы.

Главным положительным моментом 2015 г. Мария Ушакова, как и многие её коллеги, называет исчезновение «горящих туров» по популярным направлениям. Такие «спецпредложения» всегда влияли на рынок негативно, но в условиях снижения турпотока, закрытия ряда чартерных программ и направлений из Петербурга они просто стали бы самоубийственными для туроператоров.

В сложных экономических условиях турист, все-таки решившийся на поездку за рубеж, меняет свою потребительскую модель. Он перестает бронировать туры загодя (сейчас условная средняя глубина бронирования – месяц), готов на уменьшение «звездности» отеля относительно планируемой изначально и сокращение продолжительности отдыха. «В нашей группе компаний из-за роста стоимости туров увеличилось количество мини-групп на микроавтобусах. Фиксируем тенденцию к увеличению долгих, но редких поездок, а также интерес к тематическим турам», — отмечает руководитель группы компаний «Серебряное кольцо» Анна Лупинова.

Сергей Ткаченко не без оснований (особенно в свете последних событий) полагает, что кризисная ситуация на рынке выездного туризма продлится и в зимнем сезоне 2015/2016. «Спад продаж по направлениям будет продолжаться. Сокращение предложения повлечет за собой удорожание существующего турпродукта, в то время как туристы будут прежде всего запрашивать бюджетные варианты. Соответственно, сократится частота поездок для тех, кто привык выезжать за рубеж два и более раза в год», — говорит он.

И, конечно же, одной из ведущих тенденций, по словам профессионалов турбизнеса, может стать переориентация на внутренние направления. Турбулентности во внутреннем туризма сегодня не меньше, чем в выездном – но она явно позитивного характера.

Накопил – путевку в Крым купил! А то и на Байкал…

Петербуржцы, как и многие жители нашей страны, в 2014-2015 гг. почувствовали вкус к путешествиям по родной стране. В определенной степени это было вызвано отсутствием правовых или финансовых возможностей выехать за рубеж, но более значительную роль сыграли рост патриотических настроений, интереса к достопримечательностям регионов России, интенсивное развитие во многих из них туристской инфраструктуры и информационно-рекламная поддержка государства.

Туристский год в Санкт-Петербурге: единство и борьба противоположностей

Любовь наших сограждан к теплому морю и ласковому солнцу помогла значительно увеличить в 2015 г. продажи Крыма и курортов Краснодарского края – некоторые компании зафиксировали троекратный прирост. «Особенно заметно увеличился спрос на пакетные туры – если без перелета, то хотя бы с трансфером. Это новая категория туристов – бывшие «завсегдатаи» массовых зарубежных направлений, которые по разным причинам переориентировались на внутренний рынок», — отмечает директор представительства туроператора «Алеан» в Санкт-Петербурге Светлана Левинская.

Требования таких туристов выше традиционных – они предпочитают отели систем «все включено» и «частично все включено», санатории и пансионаты с лечением. Продолжительность поездки на отдых – от 7 до 14 дней, на лечение – от 14 до 21 дня. Если Крым и ряд курортов Краснодарского края – «вотчина» семей среднего дохода с детьми, то Сочи вполне приобрел статус «тусовочного» места – туда все чаще едет молодежь, а обеспеченные жители крупных городов нередко бронируют в городе зимней Олимпиады дорогие отели на выходные – просто неплохо провести время. Этому способствует и регулярное авиасообщение, которое оказалось летом даже доступнее перелетов в Симферополь или Анапу.

Но и другие регионы России оказались не обделены вниманием жителей Северной столицы – в среднем фирмы фиксируют увеличение продаж в диапазоне от 20% до 50%.

«По России наибольший интерес к турам, проходящим близко от Санкт-Петербурга и более дешевым – это Ленинградская область, Карелия. Из «дальних» направлений можно выделить Калининград», — замечает Анна Лупинова. В 2015 г. туристы «Серебряного Кольца» активно осваивали о. Селигер, Вепсский лес в Ленобласти, Карельский перешеек, экскурсионные и приключенческие маршруты по Новгородской области, Тверской и Смоленский регионы.

Интерес туристов к более-менее традиционным направлениям внутреннего туризма не снижается – в этом году питерцы охотно посещали Москву, города Золотого кольца, Байкал, появившийся в ассортименте многих турфирм. Однако формируется свой турист и у менее «раскрученных направлений» — к примеру, Республики Коми или Адыгеи. Недаром этим летом запущены несколько новых прямых рейсов, сезонных и постоянных, которые связали Петербург и Калугу, Сыктывкар, Астрахань, Ингушетию (Магас), Магадан, Барнаул.

Кроме того, растет интерес туристов и, как следствие, туроператоров к путешествиям по южным республикам бывшего СССР. В этом году в Абхазии побит рекорд количества российских туристов за последние 20 лет – 2 млн. Также в списке наиболее интересных туристам стран-соседей России — Грузия (свидетельством тому запуск сезонного рейса в Тбилиси), Армения, Азербайджан, Казахстан и Узбекистан. Их растущей популярности способствует общее прошлое, знание многими жителями русского языка, приемлемые цены, сочетание прекрасной природы и богатого культурного наследия.

Растет спрос на организацию различных мероприятий в российских регионах. «В 2015 г. мы провели первую межвузовскую парусную регату по Жигулевскому морю в Тольятти, патриотическую акцию «Под небом Сталинграда» в Волгограде, фестиваль молодежного туризма в Мышкине Ярославской области. Открытие новой дороги «Приозерск-Сортавала» сделало Карелию более близкой и доступной: в конце года мы активно предлагаем как однодневные, так и большие туры в этот регион через парк «Рускеала», — говорит Максим Юшков, директор молодежного туроператора Never Sleep в Санкт-Петербурге, специализирующегося на работе с вузами и государственными учреждениями.

Участники рынка ожидают, что и в зимнем сезоне внутренний туризм из Санкт-Петербурга продемонстрирует рост: уже сейчас на наиболее приличных горнолыжных курортах страны очень высокие показатели бронирования. Но и культурно-познавательный сегмент должен увеличиться примерно на 20% по отношению к зиме предыдущего года.

Павел Румянцев специально для RTourNews.ru

Продолжение статьи здесь.

Поделитесь с друзьями:

Смотрите также

Открытки в стиле Polaroid вошли в топ-3 самых популярных сувениров Петербурга 10

Открытки в стиле Polaroid вошли в топ-3 самых популярных сувениров Петербурга

Специалисты павильонов Городского туристско-информационного бюро отмечают, что полароидный снимок достопримечательностей города на Неве стал самым …

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *