Семейный туризм нуждается не только в законодательном закреплении, но и системной поддержке со стороны государства. Без такой поддержки менее 30% российских семей могут позволить себе полноценные путешествия по стране с детьми. Таковы выводы исследования, проведенного в Год семьи Российским союзом туриндустрии совместно с Национальной родительской ассоциацией.
В исследовании приняло участие около 3,5 тыс. человек. Многие вопросы анкеты предполагали несколько вариантов ответа на один вопрос. Подавляющее большинство респондентов – это женщины с детьми (91,7%), проживающие в разных регионах России.
29% участников опроса определили понятие семейной поездки, как путешествие семейной пары с детьми. Еще 24,5% включают в него дедушек и бабушек, а также одного родителя с ребенком.
97,4% респондентов уверены, что для стимулирования семейного туризма нужны государственные меры поддержки. 95% считают, что старшему поколению при организации семейной поездки также должны предоставляться дополнительные льготы. 57,7% уверены, что на государственном и муниципальном уровнях должны создаваться программы лояльности, льготные и программы субсидирования, а также другие преференции для развития семейного туризма.
Исследование показало, что в 2023 году около 70% опрошенных провели отпуск в России. Только 14% удалось отдохнуть и в России, и за рубежом. Позволить себе отдых за границей смогли 6%.
При этом большинство семей, отдыхавших в России, провели отпуск на даче (33,5%) или отправились в самостоятельные путешествия «дикарем» (33,9%). Равное количество семей (по 16%) выбрали отдых «остаемся дома» и «дети в лагере, а родители дома».
Только 29,7% семей проводят свой отпуск в туристической поездке, 19% гостят у родственников (дедушек или бабушек), 3,3% семей отдыхали прошлым летом в глэмпинге. На «другой вид отдыха» приходится 9,2% респондентов.
Подавляющее большинство – 93,3% семей – либо не слышали о компенсациях за детский отдых, либо их не получали. Воспользовались компенсацией всего 6% участников опроса.
В целом уровень информированности о скидках и льготах, положенных семейным туристам, очень низок: 53% респондентов либо не имеют такой информации, либо не пользуются ими из-за сложности получения.
Как выяснилось, гораздо больший объем скидок, которыми пользуются семейные путешественники, предоставляют туроператоры (23%), хотя этот бизнес является низкорентабельным. Почти по 20% опрошенных пользуются скидками и акциями авиакомпаний и акциями на железнодорожные поездки, 12,6% — скидками и акциями отелей и других средств размещения.
Самые желанные скидки на отдых для семей с детьми – это специальные условия на авиаперевозку (22%), скидки туроператоров (21%), детский тариф на ребенка до 17 лет при размещении в гостинице (19%), скидки на железнодорожную перевозку (17%).
Согласно опросу, 18% российских семей готовы потратить на путешествия до 20 тыс. рублей на одного члена семьи – в современных реалиях этого хватит на покупку, например, одного авиа- или железнодорожного билета в соседний или ближайший к месту жительства регион. От 20 до 30 тыс. рублей могут потратить 16% семей, от 30 до 40 тыс. рублей – 12%, от 50 до 60 тыс. рублей – 11%.
По словам руководителя комитета РСТ по детскому, молодежному и семейному туризму, советника президента РСТ по развитию детского и молодежного туризма Олеси Мулиер, главная цель опроса – разработать предложения для органов государственной власти, которые учтут интересы путешествующих семей, включая многодетные. Эти предложения призваны сделать путешествия более доступными и комфортными для всех членов семьи, в том числе пожилых родителей и людей с ограниченными возможностями.
«Результаты опроса подчеркивают важность поддержки семейного туризма. Они также дали довольно реалистичную картину того, как отдыхает среднестатистическая российская семья. И пока эта картина неутешительна, наша задача – определить стимулы развития этого вида отдыха и повысить его доступность», — прокомментировала она итоги опроса.
Как считает исполнительный директор Общероссийской общественной организации «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» Лариса Санатовская, результаты этого масштабного мониторинга среди семей с детьми говорят об острой необходимости разработки отдельных законодательных норм и поддержки внутреннего семейного туризма.
«Сегодня наша задача – объединить усилия государственных органов власти и всех участников туристического рынка для сохранения традиционных семейных ценностей и здоровья будущих поколений», — пояснила она.
Большинство опрошенных участников профессионального сообщества назвали главным условием развития семейного отдыха в стране комплексные меры на государственном уровне по повышению его доступности. Они должны включать законодательное регулирование самого понятия «семейный туризм», государственное субсидирование поездок, адаптацию туристической инфраструктуры под нужды семей с детьми, пожилыми родственниками и членами семьи с ограниченными возможностями, разработку программ лояльности, льгот и преференций для этого вида туризма.