Эксперты рынка делового туризма из ГК «Аэроклуб» проанализировали данные о деловых поездках российских и зарубежных корпораций за последние три года и выяснили, как изменились предпочтения бизнес-туристов c началом кризиса.
Данные показали, что в 2015 году спад деловой активности также привел и к сокращению количества командировок в ряде отраслей, в частности, в фармацевтической и FMCG. Однако в первой половине 2016 ситуация стабилизировалась, и рынки продемонстрировали некоторое оживление. В некоторых сферах, например, ИТ, количество деловых поездок выросло втрое по сравнению с прошлым годом. При этом аналитики отмечают, что сотрудники ИТ-компании путешествуют за рубеж значительно чаще представителей других сфер бизнеса.
Исходя из анализа бронирований авиабилетов деловых путешественников за последние три года, почти во всех отраслях существенно вырос интерес к США. И хотя в 2015 году было отмечено снижение числа перелетов по некоторым американским направлениям, в первой половине 2016 года спрос восстановился и превысил объемы 2014 года. Несмотря на непростую ситуацию на мировой политической арене среди бизнес-путешественников остались наиболее востребованы такие центры деловой активности, как Лондон, Франкфурт и Нью-Йорк. Интересно, что спрос на поездки в Париж и Алматы за время кризиса, напротив, сократился.
Среди внутренних направлений уверенно лидируют Москва и Санкт-Петербург, при этом в северную столицу больше всего перелетов совершают представители FMCG-сектора. Другими популярными среди бизнес-туристов городами в первой половине 2016 стали Сочи и Новосибирск, при этом спрос на деловые поездки в эти города по сравнению с прошлым годом вырос на 100% и 50% соответственно. Деловая активность Новосибирска в большей степени обеспечивалась интересом со стороны фармакологических компаний, тогда как Сочи – представителями FMCG-сектора. Также растет количество командировок в Екатеринбург – в 2016 году рост составил 26%. За кризисные годы значительно сократился объем перелетов в Ростов-на-Дону. Город практически исчез из числа востребованных направлений среди сотрудников финансовых, юридических и консультационных компаний после 2014 года. В этих же отраслях деловые туристы сократили поездки в Красноярск и Краснодар. Стоит отметить, что деловая активность Ростова-на-Дону обеспечивает стабильный приток сотрудников FMCG-компаний, число командировок которых остается стабильным в течение трех лет. Больше всего командировок по внутренним направлениям приходится на фармацевтическую отрасль, а также компании, работающие с медицинским оборудованием.
В связи со сложной экономической ситуацией многие компании были вынуждены оптимизировать свои расходы, в том числе на деловые поездки. Например, FMCG-компании были вынуждены сократить количество перелетов бизнес-классом по международным направлениям на 11%, по внутренним – на 33%. Фармацевтическая отрасль и компании, занимающиеся медицинским оборудованием, снизили объемы перелетов бизнес-классом по международным направлениям на 14%, однако сокращать объемы билетов повышенного класса обслуживания при перелетах по России не стали. В первой половине 2016 FMCG-компании возобновили объемы перелетов бизнес-классом, тогда как в фармацевтической отрасли дорогие тарифы остаются непопулярными.
Кризис также неоднозначно сказался на ценовой политике авиакомпаний в отношении эконом- и бизнес-классов. Исходя из анализа стоимости перелетов за последние три года, темпы роста цен на авиабилеты экономического класса в 2016 году продемонстрировали некоторое замедление по сравнению с прошлым годом. Средний чек на перелеты за рубеж в экономклассе в первой половине 2015 вырос на 22%, тогда как в 2016 рост составил 17%. Стоимость внутренних перелетов с 2014 ежегодно растет примерно на 10%. Перелеты бизнес-классом в этом году, наоборот, существенно подорожали по сравнению с 2015. Так, если в 2015 деловые путешественники отправлялись за рубеж бизнес-классом в среднем за 115 тыс. рублей, то в 2016 средний чек составляет 147 тысяч. При этом самые дорогие билеты по средней цене 163 тысячи рублей бронируют представители ИТ-компаний. Это связано прежде всего со значительным количеством дальнемагистральных перелетов, например, в США. Как показало исследование, наибольшим спросом билеты бизнес-класса пользуются у представителей финансовых и юридических компаний, а также сотрудников компаний, оказывающих консультационные услуги. Доля перевозок с повышенным классом обслуживания в этих компаниях составляет 34% от числа всех перелетов, тогда как в сфере FMCG лишь 12% перелетов приходится на бизнес-класс. В ИТ-секторе лишь в 5% случаев сотрудники путешествуют бизнес-классом, а в фармацевтической отрасли – в 8%.
Кризис существенно отразился на структуре оказываемых услуг деловым путешественникам. Аналитики ГК «Аэроклуб» констатируют, что в первой половине 2015 года на 9% упал спрос на отели за рубежом, на 12% сократились продажи авиабилетов, объем проданных ж/д билетов снизился на 22%. Введение двусторонних экономических санкций не могло не сказаться на отношениях с зарубежными партнерами – в 2015 году на 39% сократился спрос на оформление как выездных виз, так и приглашений в Россию. Также снизилась востребованность страховых полисов. В 2016 году спрос восстановился практически на все услуги, оказываемые компанией. Однако на такие услуги, как оформление страховых полисов или ВИП-обслуживание, падение спроса продолжилось и в первой половине 2016 года составило 25%.
Ранее RTourNews.ru и отельеры рассказали о привычках и запросах бизнес-туристов.