Одни пассажиры уверены, что их в любом случае покормят в самолете или поезде, другие, наоборот, боятся остаться голодными и всегда покупают закуски перед путешествием. Эксперты туриндустрии рассказывают о питании в самолетах и поездах: в каком случае вам положена «курица или рыба», сколько стоит еда в вагоне-ресторане и как понять, будут ли кормить.
Авиа
Согласно текущему законодательству, перевозчик должен обеспечить на борту воздушного судна предоставление напитков и питания. Однако объем услуг регламентируется правилами авиакомпании.
Как правило, если перелет длится меньше часа, еда пассажирам не положена вовсе, но бортпроводники могут предложить напитки. На рейсах до трех часов пассажирам экономкласса выдают холодные закуски: печенье, булочку, батончик или сэндвич. Также у некоторых авиакомпаний бывают йогурты, шоколадки и орешки. Но будьте внимательны: если летите на лоукостере, то не рассчитывайте на питание – бесплатно оно не предусмотрено. А у некоторых лоукостеров его нет в принципе.
На рейсах дольше трех–четырех часов путешественникам полагается горячее питание: завтрак, обед или ужин — в зависимости от времени вылета. Если перелет длится шесть–восемь часов, к основному приему пищи добавляется один перекус. Во время перелетов длительностью более восьми часов горячей едой кормят два раза.
Помимо стандартного питания путешественникам могут предложить вегетарианское, халяльное, кошерное, детское, диабетическое, низкокалорийное, бессолевое питание. Оно есть не только на рейсах крупных авиакомпаний. Предоставлять выбор питания — требование для всех российских перевозчиков, которое регламентируется авиационными правилами. Единственное — нужно заранее сообщить, какую еду вы хотите. Указать пожелания можно в момент покупки билета, а также позднее в личном кабинете через сайт, электронную почту, приложение или колл-центр перевозчика или агрегатора.
Раздают питание в зависимости от внутреннего распорядка авиакомпании. Обычно начинают с носовой части самолета. Если самолет большой, то две тележки идут навстречу друг другу. Четких правил раздачи нет — этот вопрос каждая авиакомпания решает самостоятельно.
Если вдруг вы проспали обед, вас все равно накормят. Правда, выбрать блюдо уже, скорее всего, не получится — придется есть что осталось.Соотношение куриных и рыбных блюд на борту самолета обычно 60 на 40 в пользу курицы. Авиакомпании ведут статистику и знают, что чаще выбирают пассажиры.
Взять свою еду на борт самолета можно. Самое важное — не превышать допустимый вес и габариты ручной клади. Также стоит заранее ознакомиться с правилами авиакомпании, так как некоторые продукты могут быть включены в список запрещенных у конкретного перевозчика. Упаковывать еду необходимо максимально герметично. Что касается напитков и жидкой еды, до досмотра большинство авиаперевозчиков разрешает проносить на борт емкости объемом не более 100 мл и в количестве до десяти штук на человека. Важно учитывать, что по правилам авиакомпаний к категории «жидкости» относятся не только напитки, но и мед, масло, сметана, варенье, творог, мягкий сыр.
Можно взять на борт и еду для ребенка — включая молоко, соки, воду и другие жидкости. Однако заранее ознакомьтесь с правилами провоза детского питания на сайте авиакомпании.
Поезда
В поездах, по сравнению с самолетами, выбор питания больше. Почти во всех поездах проводники продают перекус: выпечку, печенье, чипсы, лапшу быстрого приготовления, мороженое, а также бутилированную воду, кофе и чай. Обычно в вагонах есть кулеры и котлы с горячей водой — вода в них бесплатная.
Также во многих поездах есть вагоны-рестораны. Обычно там пассажирам предлагают горячее и супы, напитки, десерты, салаты, закуски, снеки, детские и вегетарианские блюда. Примерный средний чек — 1000–1500 рублей на человека.
Сейчас появляется все больше поездов с вагонами-бистро. В отличие от вагонов-ресторанов, в бистро еду поставляют уже готовой. В некоторых поездах есть купе-буфеты или вагоны-бары. Здесь пассажирам предлагают готовые закуски, снеки, горячие и холодные напитки.
Также пассажиры многих направлений могут воспользоваться услугой предоплаченного питания, входящего в стоимость билетов некоторых классов обслуживания перевозчиков «ФПК», «ДОСС», «Гранд сервис экспресс» и «Тверской экспресс».
Входит ли питание в стоимость проезда, можно понять по самому билету или уточнив у перевозчика. У РЖД, например, питание обозначается буквой «У» на пятой или шестой строке печатного билета или в левой нижней части электронного:
- У0 — нет питания;
- У1 — один прием пищи;
- У2 — два приема пищи и так далее.
Если питание не включено в стоимость билета, пассажир может заказать его отдельно.
Рекомендуют эксперты сервиса путешествий Туту.