Состояние системы классификации коллективных средств размещения в России обсуждалось в ходе очередного заседания Комиссии по туриндустрии Российского союза промышленников и предпринимателей при участии председателя комитета Госдумы по туризму Сангаджи Тарбаева, Российского союза туриндустрии, а также представителей Минэкономразвития, Росаккредитации и Российской гостиничной ассоциации.
В стране сегодня работает 218 аккредитованных организаций, которые присваивают гостиницам звездность. По данным федерального реестра, 21 383 средства размещения имеют статус классифицированных. На практике не все гостиницы проходят обязательную классификацию, а штрафные санкции по суду применялись к нарушителям лишь дважды. Присвоенные звезды не всегда соответствуют реальному уровню инфраструктуры и сервиса. Об этом свидетельствуют многочисленные жалобы, которые поступали в Ростуризм (в прошлом году их было около 200), а теперь – в Минэкономразвития и другие инстанции.
В последнее время звучали предложения по отмене классификации как избыточного административного барьера. Однако, по мнению профессионалов туротрасли, это не выход. В РСТ считают, что лучше перезапустить систему так, чтобы она начала работать корректно. И в первую очередь необходимо на региональном уровне провести сверку наличия у гостиниц свидетельств о классификации, без которых они не имеют права осуществлять деятельность.
Пора также возобновить работу Совета по классификации и Апелляционной комиссии при федеральном органе исполнительной власти в сфере туризма. Также в обновлении и доработке нуждается реестр классифицированных объектов в части перечня гостиниц, чтобы он стал удобным, понятным и достоверным для туристов и турбизнеса. Эксперты сошлись во мнении, что обязательная классификация должна быть распространена на все объекты, оказывающие услуги размещения и временного проживания, за исключением детских лагерей, санаториев и ряда других категорий.
По мнению участников совещания, необходимо повысить роль региональных органов управления туризма и предпринимательских объединений в организации процесса классификации гостиниц, в том числе в плане общественного контроля за обоснованностью присваиваемых звезд.
Такая перезагрузка должна проводиться в несколько этапов, поскольку требует внесения существенных изменений в нормативно-правовую базу. Но она крайне необходима для эффективного регулирования отношений в сфере гостиничных услуг и защиты прав туристов.