Ситуация с туроператором «Роял Израиль», который сообщил своему страховщику «Либерти Страхование» о невозможности исполнения обязательств перед своими клиентами, — не совсем типичная и отличается от всех подобных случаев, происходивших в последнее время. Во-первых, компания не заявляет официально о приостановке деятельности, как это всегда случалось ранее. Во-вторых, «Роял» сообщает о возможных проблемах, которые могут появиться только у части его клиентов, при этом туроператор планирует продолжить работу дальше.
В минувшую пятницу cтраховая компания «Либерти Страхование» опубликовала информацию о том, что зарегистрированное в Петербурге ООО «Туристическая корпорация «Роял» сообщило страховщику о невозможности исполнения обязательств перед некоторыми туристами. Информагентства отреагировали оперативно, на туристическом рынке новость мгновеннно была воспринята как очередное банкротство. Однако, как оказалось, все не так просто.
Как пояснил директор по продажам Royal Israel Борис Селиванов, сложности могут возникнуть у 40-50 клиентов фирмы по турам с отправлением до 12 апреля по причине убытков, понесенных компанией в результате спада спроса. Однако при этом он не преминул подчеркнуть, что «все туристы, которые должны вылететь за рубеж, получат компенсацию через страховую компанию или у нас».
Очевидно, именно об этих туристах и этих потенциальных проблемах турфирма и уведомила страховую компанию. Тем временем, сайт компании «Роял Израиль», работающей в Петербурге, Москве и Нетании, продолжает работать и никаких сообщений об отмене туров или приостановке деятельности компании там нет.
В «Либерти Страхование» сообщили, что туроператор не предоставил полный реестр пострадавших туристов и не указал размер обязательств, по которым наступают страховые случаи. А также даты, причины и характер возникновения ущерба. «Выплаты по страховым случаям будут производиться в полном соответствии с договором страхования и действующим законодательством, а все документы, предоставленные пострадавшими туристами, будут рассмотрены в установленные законодательством сроки – не позднее 30 дней с момента предоставления последнего необходимого документа», – цитирует «Либерти Страхование» tourbus.ru.
Каким образом (и какие) туристы смогут предоставить документы, а следовательно, и получить возмещение, непонятно: если компания не закрывается и продолжает работу, то и решать проблемы, скорее, должна она сама. В частности, для осуществления страховых выплат турист должен получить оригинал письма об отказе исполнить обязательства по договору (с указанием № заявки и фамилии) и ряд других документов.
Еще одна деталь. Страховщик не преминул отметить, что договор страхования гражданской ответственности туроператора «Туристическая корпорация «Роял» с «Либерти Страхование» (реестровый номер МТЗ 013254, на сумму в 30 млн рублей, срок действия договора – до 15 октября 2015 года) со стороны турфирмы заключался ее генеральным директором Владиславом Борисовым, который в настоящее время таковым уже не является. О смене руководителя страховщик своевременно уведомлен не был, что, впрочем, не отменит обязательства компании в случае возникновения страхового случая.
Думается, что уже в ближайшее время станут известны новые подробности. Пока же нынешняя позиция «Роял Израиль» более всего походит на попытку законным способом переложить возникшие у компании убытки на страховщика, при этом сохранившись на туристическом рынке. Кажется, что сделать это будет непросто. Не вдаваясь в законодательство, регулирующее туроператорскую деятельность и страхование ответственности в туризме, можно отметить, вряд ли кто-то захочет покупать туры в фирме, не исполняющей свои обязательства перед клиентами.