Текущая версия проекта основного для туристического бизнеса закона сохраняет массу противоречий.
Как сообщает портал Profi.Travel, документ включает как целый ряд законодательных актов принятых за последние время, так и большое число инициатив, которые еще находятся в стадии активной общественной дискуссии. Причем большая часть из них направлены на регулирование туроператорской и турагентской деятельности.
В первую очередь, законопроект предлагает значительное расширение понятия туристского продукта. Фактически этот термин в новом документе заменен «комплексом туристических услуг», который включает не только перевозку к месту отдыха и проживание, но и любое сочетание туруслуг вместе с размещением. Например, проживание в отеле и экскурсионное обслуживание уже считается «комплексом услуг», а значит заниматься его продажей может только туроператор.
Помимо изменения критериев туроператорской деятельности новый закон предполагает еще и значительное повышение порога входа на этот рынок. В частности, финансовые гарантии для туроператоров по внутреннему туризму предлагается увеличить до 5 млн рублей. Для сравнения, сейчас размер гарантий ограничен 500 тысячами, таким образом, он вырастет в 10 раз.
Кроме того, разработчики закона не отказались от идеи реформирования системы финансового обеспечения туроператоров. Пока обсуждается и такой инструмент, как солидарный фонд финансовой ответственности, на создании которого в 2021 году настаивал Ростуризм.
По мнению экспертов, такое ужесточение правил «игры» делается, в первую очередь, из соображений защиты прав туристов, однако на деле это только помешает турагентам легализовать те услуги, которые они уже оказывают много лет, и которые теперь попадают в рамки туроператорской деятельности. Участники рынка будут фактически вытолкнуты в «серую» зону, и в конечном итоге это не позволит эффективно защищать права туристов.
Отметим, что по закону туроператорами могут становиться только юрлица, но не индивидуальные предприниматели. Еще одна статья закона, касающаяся турагентского рынка, — это обязательное членство в «профессиональных объединениях». В законе пока нет четкого определения, что это должны быть за организации, как они будут создаваться и кем контролироваться. Все это является предметом дальнейшего обсуждения.
Еще одно новшество закона — отсутствие в нем «Электронной путевки». В новой редакции Федерального Закона предлагается создать новую информационную систему уникальных кодов, которые будут присваиваться каждому договору о реализации турпродукта.
Ожидается, что окончательно согласованный проект закона будет внесен на рассмотрение в правительство после летних каникул.
Российский союз туриндустрии на Северо-Западе неоднократно указывал на эти и другие противоречивые нормы законопроекта в ходе общественного обсуждения. В направленных в Государственную думу отзывах подробно рассмотрен негативный эффект для туррынка и потребителей. Конструктивное взаимодействие с органами законодательной и исполнительной власти позволяет надеяться, что позиция турбизнеса будет учтена.