Спрос на популярные горнолыжные курорты России с декабря по март превышает прошлогодние показатели на 8-10%. Каждое десятое бронирование на зимний сезон приходится на курорты в горах, сообщил вице-президент Российского союза туриндустрии Сергей Корнеев на пресс-конференции, посвященной открытию горнолыжного сезона.
«Каждое десятое бронирование в общем объеме по стране на декабрь-март приходится на горнолыжные направления. Российские горнолыжники в этом году чаще выбирают отечественные курорты, спрос растет, но его ограничивает нехватка соответствующей инфраструктуры, особенно отелей 4-5*. Самым популярным в этом сегменте остается Большой Сочи, дальше с большим отрывом идут Архыз, Шерегеш, Домбай, Приэльбрусье, Апатиты в Мурманской области, Манжерок в Горном Алтае, Цейская долина в Северной Осетии, «Горный воздух» на Сахалине, «Абзаково» в Башкирии», — сказал эксперт.
Корнеев добавил, что спрос в целом соответствует ситуации прошлого года, предпочтения туристов стабильны. В среднем стоимость отдыха на горнолыжных курортах в этом году подросла примерно на 10-15%, то есть в пределах инфляции», — пояснил он.
Корнеев отметил, что глубина бронирования горных курортов в этом году выросла, продажи начались еще в июле.
Наиболее заметный рост продаж показывают «Гора Соболиная» в Иркутской области – здесь объемы бронирования выросли два раза, Манжерок в Горном Алтае – рост 81%, кавказские курорты Домбай и Терскол – 43% и 34% соответственно, поселки Краснодарского края Эсто-Садок и Красная Поляна суммарно подросли на 13%. Горнолыжные курорты Хибин, где еще и самый продолжительный горнолыжный сезон в России, а также 11 малых горнолыжных курортов Ленобласти демонстрируют рост числа бронирований на 10%.
«Возможность сочетать горнолыжный отдых, к примеру, в Мурманской области с богатой и разнообразной экскурсионной программой в рамках маршрута «Серебряное ожерелье России» — дополнительный бонус, прежде всего, для туристов с детьми. На популярных курортах в пиковый сезон сейчас уже сложно что-то найти, в особенности в отелях высокой категории – их не так много, места заканчиваются раньше», — подчеркнул вице-президент РСТ.
Он добавил, что в связи с ростом турпотока на горные курорты турбизнес очень ждет открытия всесезонного горнолыжного курорта «Мамисон» в Северной Осетии.
Как рассказал генеральный директор Центра развития горнолыжной индустрии и туристических территорий Илья Виноградов, в России функционирует 360 горнолыжных комплексов, инфраструктура включает более 1,8 тыс. оборудованных трасс общей протяженностью 1250 километров и 962 подъемника различного типа. Только 26 комплексов имеют протяженность трасс 10 км и более.
«В ближайшие 5 лет порядка 15 горнолыжных курортов планируется расширить, реконструировать или обновить с объемом финансирования свыше 200 млрд рублей. Также в течение 5 лет запланировано открытие 17 новых курортов, на это выделено свыше 460 млрд рублей», — сообщил эксперт.
По его словам, в прошлом зимнем сезоне рост продаж составил в среднем 15%, по нынешнему сезону ожидается не меньший прирост. Виноградов добавил, что поездки в горы все чаще выбирают путешественники, ранее не интересовавшиеся этим видом отдыха.
«Тенденции нового сезона можно описать так: технологично, экологично, безопасно и весело. Курорты все больше следуют формату интегрированных территорий, где горнолыжные склоны – только часть услуг, а современные технологии искусственного оснежения становятся ключевым фактором успешного и долгого сезона», — подчеркнул Илья Виноградов.
По его словам, на горнолыжном курорте Эльбрус, который в этом году стал лучшим по итогам народного онлайн-голосования национальной премии «Горы России», планируется запуск новой современной системы искусственного снегообразования, строительство которой продолжалось почти два года. Это позволит сделать продолжительнее период катания на высотах свыше 200 метров.
Из тенденций он также отметил инфраструктурные улучшения — расширение зон катания для начинающих, создание многофункциональных развлекательных центров, модернизация систем безопасности на склонах, сертификация инструкторов, внедрение источников возобновляемой энергии, использование экологического транспорта на территории курортов, а также цифровые ски-пассы с интеграцией в смартфоны и банковские карты.
«Расширяется спектр внетрассовых активностей, событийный календарь. Это позволяет курортам выделяться среди конкурентов, предложив гостям комплекс продуктов, сочетающих спортивный отдых с развлекательной программой», — заключил Илья Виноградов.
В РСТ туристов призывают покупать страховые полисы перед поездкой в горы в связи с повышенными рисками активного отдыха.
По словам Виноградова, безопасность – ключевой вопрос в горнолыжном отдыхе и тренд развития туристической отрасли в России в целом.
«Главное, что растет понимание этого у туристов. Стоимость страховки – не такие уж большие деньги, но лыжник знает: если, не дай бог, на склоне с ним что-то случится, ему обязательно помогут», — уточнил он.